Бари АЛИБАСОВ: "На-На" — бесконечный путь к совершенству

У группы "На-На" — очень разнообразный репертуар, артисты постоянно экспериментируют и осваивают новое. Почему этот коллектив знают всего по нескольким песням? О своем творчестве и ощущении времени в видеоэфире генеральному директору "Правды.Ру" Инне Новиковой рассказал создатель и продюсер группы "На-На", заслуженный артист России Бари Алибасов.

— Есть такая поговорка: чем дольше я живу, тем больше вокруг меня людей, которые младше меня. И это всегда очень удивляет. Бари Каримович, я поздравляю вас с юбилеем. У вас прекрасный возраст, когда есть много знаний и опыта. И у вас еще много сил и планов громадьё. На сколько лет вы себя ощущаете, как себя ощущаете, над чем работаете?

— Я вообще не думаю о возрасте, потому что время для меня течет не с отсчетом прожитых лет. Время для меня — это события вокруг меня, вложенный мной труд и результат этого труда. Для меня в этом отсчет жизни. Вот сделал то-то, то-то, пятое, двадцатое — это реально.

А сколько на это потратилось времени, я не имею представления. Поэтому я что-то успеваю, что-то не успеваю, но успеваю только потому, что нужно было закончить, а я не успел закончить какое-то дело. Это несколько витиевато, но, короче говоря, по делам моим я отсчитываю время.

— Но идет новое незнакомое поколение. Для них уже, видимо, все будет по другому?

— Ну, естественно, другое поколение — все по-новому, впрочем как всегда. Конечно, у них вообще совершенно другое восприятие среды. Это, совершенно естественно, десять лет — и всё, новое поколение вообще не воспринимает, что было до них. Но все работает, в принципе. И у нашей группы — все нормально, также работаем.

— Бываете ли вы довольны тем, что вы сделали, либо очередной продукт, реализованный проект, как правило, все равно вызывает у вас некое недовольство и желание что-то исправить?

— Я никогда не выпускаю новый проект, готовый продукт незаконченным. Я буду это доделывать. Десять или сто раз буду это переделывать. Недели, месяцы, годы, хоть бесконечно буду дорабатывать… Но если оно не окончено, пока я не добьюсь того результата, который мне нужен, я не выпускаю, не демонстрирую и не показываю задуманное.

— Есть такое, над чем вы работаете годы?

— Уже 27 лет группе "На-На", и я до сих пор ее совершенствую.

— У вашей группы "На-На" есть такие хиты, которые уже вошли в вечность. Но наверняка есть много того, что даже не знакомо массовому зрителю, — какие-то новые номера и целые проекты, видимо, тоже есть, так?

— Как ни странно, группу "На-На" воспринимают всего по трем-четырем песням, от которых меня тошнит, - например, по песне "Фаина". А на самом деле "На-На" — это один из самых необычных экспериментальных музыкальных  коллективов в мире. Потому что вы не назовете ни одного другого исполнителя, у которого музыкальный диапазон был бы такой же широкий, как был у "На-На".

Мы пели духовную музыку, давали большой концерт с духовной музыкой. Там была даже такая сложная вещь, как "Молитва" Павла Чеснокова, которая редко исполняется академическими хорами. Я уже не говорю о целом цикле духовных песен. Группа "На-На" пела рок, группа "На-На" пела на английском языке очень сложную, даже алеаторическую музыку исполняла.

Группа записала целый альбом военных песен. Сейчас мы решили этот альбом пополнить новыми песнями. И кроме того, группа очень много экспериментировала с песнями, пробовала себя даже в авангардной музыке. Поэтому, наверное, так и получилось. Это остается за кадром.

Такое разнообразие и эксперименты плохо для массового слушателя, потому что ему все-таки нужны привычные манера, стиль, которые легко усваиваются, как хорошо усваивается простая, доступная пища. Но мне это неинтересно. О нашем настоящем творчестве и его разнообразии знают только любители и почитатели, поклонники группы, которые уже давным-давно следят за нами.

Но все-таки иногда, как правило, по праздникам, могут звучать военные песни в исполнении группы "На-На", где-то нас к каким-то событиям ставят. На религиозные христианские праздники мы поем, скажем, Первый концерт духовной музыки. Впервые мы его исполнили, когда был построен храм Христа Спасителя и рядом с ним концертный зал. Вот в этом зале у нас был один из первых концертов духовной музыки.

— Действительно, простые мотивы, как засядут, так и сидят всю жизнь в голове. А что для вас важно: исполнять песни разных жанров для вашей души и для каких-то избранных зрителей, которые всегда будут, либо все-таки находить такие мелодии, которые будут хитами? Хочется, чтобы было не три-четыре всем известных песен, а чем больше, тем лучше? Потому что сделать хит — это тоже очень сложно, для этого тоже нужны талант, чувство времени и даже предвидение...

— Профессионализм продюсера как раз и заключается в том, чтобы быть в мейнстриме материала, который будет востребован, материала коммерческого и легко воспринимающегося. Но если мы говорим, скажем, об артисте, то он, несомненно, должен совершенствоваться.

А группа "На-На" — это бесконечный путь к совершенству, бесконечный. Нет границы творческому совершенствованию. Тогда вместе с таким востребованным текущим материалом, который становится модным и популярным, необходимо развитие внутреннее, профессиональное. И есть много разных факторов, которые влияют на профессионализм.

Для меня очень важно, чтобы артист был личностью. Есть много исполнителей абсолютно тупых, но блистательных, голосистых, внешне обаятельных. Есть артисты безобразные, но при этом вызывают шквал эмоций и чувств своим творчеством. И мы знаем много таких примеров.

Вокал, эмоции, внешнее проявление чувств или умение сдержанно, очень глубоко затронуть эти чувства — это все профессионализм, который свойственен хорошему актеру, театральному и эстрадному. Это свойственно и для философа. Все вот это и является базой для группы "На-На" в частности, потому что я не только так с группой "На-На" работаю.

Беседовала Инна Новикова

К публикации подготовил Юрий Кондратьев