Что нам ждать от "Евровидения-2017"? Что стоит за скандалом вокруг участия в конкурсе представителя России? Можно ли надеяться на то, что наш участник добьется победы на конкурсе в нынешних непростых политических условиях? И возможно ли вообще сегодня отделить "Евровидение" от политики? На эти вопросы "Правде.Ру" ответил продюсер Иосиф Пригожин.
— Как вы считаете, "Евровидение" вообще к вашей работе, работе музыкального продюсера, имеет отношение сейчас или это уже чистая политика?
— Конкурс "Евровидение" давно перестал быть про музыку, как мне кажется. Было столько сомнительных побед — начиная от австрийской девушки с бородой Кончиты Вурст, заканчивая всякими финнами с бородами. Это вообще все было не про музыку.
Я вообще не понимаю, в чем был смысл последней победы на этом конкурсе. Была потрясающая певица Джамала, она заслуживает всякого уважения как артистка, но к "Евровидению" ее песня не имеет никакого отношения. Более того, любые военные действия, любые процессы, связанные с территориальной целостностью, — это проблема скорее политиков. Эти вопросы должны обсуждаться в юридической плоскости, поэтому когда политики вмешивают сюда спорт и культуру, конечно, это вызывает большие вопросы.
Но в связи с тем, что произошло с нашими паралимпийцами, что их не допустили к Олимпиаде, я считаю, что появление на музыкальном Олимпе девочки Юлии, которая поет, артистки, представляющей Россию, как раз серьезным нашим ответом могло бы являться. В мире огромное количество людей талантливых, сильных духом. Я вообще впечатлен тем, что эта девочка-красавица согласилась в столь непростое время принять участие в "Евровидении", которое я, в том числе, призывал бойкотировать.
Я не уверен, что ее могут допустить (ко времени выпуска интервью еще не было известно, что Украина примет решение не впускать Юлию Самойлову на Украину. — Ред.), я не уверен, что ей не будут строить козни, но хочется надеяться, что из гуманистических соображений, из человеческих соображений, все-таки они найдут в себе силы и возможность каким-то образом не чинить препятствия для Юли во время выступления на Украине, что им хватит совести и мужества не пускать в ход радикальные свои мысли и физические силы, не совершать попытки предотвратить возможность выступления артиста от России.
Я выступал скорее не за само участие наших артистов в "Евровидении" сейчас, а я в данном случае поддерживаю желание Юли и стоя аплодирую руководству "Первого канала" и режиссерам данного действия, потому что это ход с шахматной точки зрения блестящий. Наш ответ — найти такого исполнителя, который еще и талантлив, который не один десяток лет пытается пробраться на сцену, дать шанс, дать возможность исполнителю представлять великую державу в непростых условиях. Это, мне кажется, потрясающая возможность.
Поэтому мы будем болеть за Юлю. Сейчас уже неважно, допустят ли ее, или найдут они еще какую-то причину, по которой они могут не пустить. Я надеюсь, что Европейский вещательный союз все-таки обретет совесть и не будет чинить препятствия, ибо, как мне кажется, европейские ценности как раз гласят о том, что к людям с ограниченными возможностями относиться следует более внимательно.
— Что нам все-таки нужно делать: нам нужно пытаться изменить правила игры "Евровидения", сделать их более честными и более справедливыми, или нам нужно приспосабливаться к существующей реальности?
— В данном случае мы приспосабливаемся к сложившейся ситуации. Если бы мы не поехали и в первый же день сказали, что мы не согласны с мнением жюри, я думаю, у нас было бы больше самоуважения и мы бы показали бы им их место.
Дело все в том, что на сегодняшний день той популярности, которой обладает в России "Евровидение", нигде в мире больше нет. О нем не знают. За 56 лет этот конкурс стал второсортным, третьесортным, потому что музыка сегодня претерпела серьезные изменения. И никоим образом на популярность в Европе никак участие в этом конкурсе не влияет.
Ни один артист из России, ни один музыкант благодаря "Евровидению" не стал востребован нигде в мире. По-прежнему федеральные каналы, которые вещают на территории других стран, гораздо больше помогают артисту стать известнее, чем "Евровидение".
У меня был уже опыт, я сталкивался неоднократно с этим конкурсом в разное время с разными исполнителями, в том числе и с Валерией. Конечно, он "некошерный", он грязный, он ничего общего с музыкой сегодня не имеет. Это скорее коммерциализирует любого русского исполнителя на территории Российской Федерации.
— Украинцы уже продемонстрировали, что они очень ушлые, что они хитрые, что они научились давить, научились ловчить, научились хитрить. Что нам делать? Оставаться чистыми: "У нас чистые руки и черт с вами, мы не будем в ваши игры играть"? Или наоборот?
— Мы не должны вестись на их каверзы и на их провокации. Если бы мы отправили туда исполнителя какого-нибудь серьезного уровня, мы бы с вами получили серьезную историю. А что мы видим в ситуации с Юлией Самойловой?… Геращенко заявил о том, что "давайте, когда она приедет, мы ее арестуем"! Чем он руководствуется? Какие у него тараканы в голове? Проблема не в Украине самой и не в украинском народе, а проблема в головах тех, кто оказался сегодня у власти и поссорил два фантастических народа.
— Вы сейчас практическим продюсированием занимаетесь, у вас есть кто-нибудь сейчас, кто через год, через два, через пять лет может приехать на следующее "Евровидение" и победить?
— У нас много достойных людей.
Самое главное, что я хочу вам сказать: на сегодняшний день, если говорить о музыке, о фильмах, об индустрии развлечения, это все имеет отношение к пропаганде.
Если вы обратите внимание на американские фильмы, вы увидите, что там везде национальная идея, национальная гордость, американские флаги. Как они культивируют и показывают свою страну, даже в сказках, книжках, детских фильмах, мультфильмах — они везде это пропагандируют, продвигают! Артисты номер один в мире по популярности — все так или иначе связаны с американской музыкальной индустрией, с киноиндустрией. Так, как знамениты голливудские актеры, в мире не знаменит никто.
То есть на сегодняшний день, на мой взгляд, две-три может быть сумасшедших территории, где вполне вероятно быть мегапопулярными и известными — это Америка (естественно, на первом месте), это Япония, Китай и, естественно, Россия. Если ты популярен в России, ты популярен везде. Это если говорить о маркетинге, как таковом.
Если вы стартуете где-нибудь в Италии или в Великобритании, ваша популярность не будет иметь такой стоимости, какую она имеет в Америке, в России и в Китае.
Беседовал Саид Гафуров
К публикации подготовила Мария Сныткова