Ажиотаж вокруг выставки к 150-летию со дня рождения Валентина Серова, прошедшей в здании Третьяковской галереи на Крымском валу, похоже, стал неожиданностью даже для ее организаторов. Экспозицию посетили около полумиллиона человек, люди часами выстаивали на морозе, чтобы приобщиться к произведениям русского живописца… В чем же тут секрет?
Валентин Александрович Серов (1865-1911) — один из самых известных русских художников рубежа XIX-ХХ веков. Но творчество его при этом универсально: в нем сочетаются лучшие традиции русского реализма, европейского классицизма и, наконец, новаторства современной живописи. Именно Серов дал толчок развитию стиля модерн в русской живописи, и именно его творчество предвосхитило развитие авангарда.
Как правило, с годами в творчестве большинства художников формируется какой-то один стиль, по которому его произведения легко узнаваемы. Однако Серову удалось достаточно ярко проявить себя в станковой и монументальной живописи, графике, театральном и декоративно-прикладном искусстве.
Среди его работ — исторические картины, пейзажи, бытовые зарисовки, книжные иллюстрации… Однако прежде всего это портреты. Созданная им галерея образов современников поражает своей масштабностью и даже некоторой противоречивостью. Здесь и великосветские особы, и представители творческой элиты и деловых кругов, а также родные, друзья и знакомые художника… Но кого бы ни изображал Серов — царя, купца или беззаботную девушку, — ему всегда удавалось чутко уловить и отобразить характер и индивидуальность своего персонажа, сделать его "живым".
Экспозицию открывала "Девочка с персиками" (1887) — наверное, самая известная картина живописца. На ней изображена 12-летняя Вера Мамонтова (1875-1907) — старшая дочь русского предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова (1841-1918).
Портрет писался летом 1887-го в абрамцевском имении Мамонтовых. Сам художник так отзывался о нем: "Я сам ценю и, пожалуй, даже люблю его… Все, чего я добивался, — это свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах".
В числе экспонатов выставки оказались работы, которые долгое время были недоступны нашим соотечественникам. Так, из Национальной галереи Армении был привезен в Москву портрет Марии Акимовой (1908), который сам художник называл одним из своих лучших произведений.
Настоящим событием стал показ в галерее портрета "Девушка, освещенная солнцем" (1895). На нем изображена двоюродная сестра Серова Мария Яковлевна Львова (1864-1955), тогда еще Маша Симонович. В начале прошлого столетия картина была вывезена во Францию и находилась в Музее Орсе, откуда на время и прибыла "погостить" обратно на родину.
Целый цикл произведений посвящен представителям царского дома Романовых. Композицию "Петр I" (1907) В.А. Серову заказал московский издатель И.Н. Кнебель, который затем воспроизвел ее в книге "Картины по русской истории" (М., 1908). Работая над картиной, художник пытался создать образ Петра, существенно отличавшийся от общепринятого в изобразительном искусстве того времени. "Обидно, что его, этого человека, в котором не было ни на йоту позы, слащавости, всегда изображают каким-то оперным героем и красавцем, — говорил он. — А он был страшный: долговязый. При этом шагал огромными шагами, и все его спутники принуждены были следовать за ним бегом".
Нельзя не обратить внимание на портрет Иды Рубинштейн (1883-1960), доставленный в Третьяковку из Государственного Русского Музея в Санкт-Петербурге. Это одна из поздних работ Серова (1910). Рафинированно-изысканный образ танцовщицы в роли царицы Клеопатры, у ног которой свернулся похожий на змею зеленый шарф, ближе скорее к стилистике экспрессионизма, чем реализма. В картине органичным образом соединились живопись, графика и другие направления творчества мастера… Перед нами идеальная обнаженная модель и в то же время выразительный характерный портрет…
Пожалуй, сюрпризом для рядовых посетителей выставки могли стать редко экспонируемые шаржи на друзей и знакомых Серова, включая известных художников, поэтов и актеров: И.Э. Грабаря, Л.С. Бакста, С.П. Дягилева, М.А. Кузмина, И.Л. Рубинштейн и других. Не забыл художник и про самого себя: шарж-автопортрет "Скучный Серов" (1910-1911) пропитан горькой иронией. Впрочем любой творец должен уметь посмеяться не только над другими, но и над собой…
Чем же так притягательно оказалось творчество Валентина Серова для современных россиян, избалованных интернетом, телевидением и любыми видами искусства, как традиционными, так и нетрадиционными?
Думается, это тяга к прошлому, к корням… Быт русской деревни, интерьеры старинного заброшенного дома, портреты людей, которые жили когда-то и олицетворяли свою эпоху — все это давно ушло в небытие. Но на картине Серова девочке с персиками по-прежнему 12 лет, и за окном — конец XIX века…