В конце сентября в Москву впервые приезжает Circus Of Horrors, название которого не совсем точно переводят как "Цирк ужасов". Что это за цирк? Какие цирки вообще существуют? И почему советский, российский цирк остается эталоном циркового искусства. Об этом в эфире Pravda.Ru рассказывает основатель и руководитель Alberts Show, жонглер, балансер Альберт Арсланов.
— Альберт, вы нам привезли интереснейшее шоу, которое впервые покажете в Москве и вообще в России. У нас Circus Of Horrors переводят как "Цирк ужасов". Расскажите вкратце о цирковом представлении, которое впервые пройдет в нашей столице с 20 сентября по 4 октября.
— Совершенно верно, английский цирк hard rock musical - это шоу для взрослых. Этот тот цирк, которым гордятся англичане. Они просто обожают этот цирк и такого плана стилистику, к чему наш отечественный зритель не привык.
В этом цирке живая музыка — хард-рок, который играет на протяжении всего спектакля. Цирковые номера с танцами и шутками на грани фола, на грани эротики. Вот почему у нас представления для людей 18+. Такая атмосфера вызывает расслабляющее состояние, а не ужас, и в то же время поражает тем, что происходит на арене.
Все очень веселое, а не страшное. Circus Of Horrors, "Цирк ужасов" в переводе, — это компания, которая имеет несколько своих шоу. Допустим, The Night of the Zombie — "Ночь зомби", где происходят невероятные, magic истории.
— В чем замысел этого шоу?
— Это шоу уже много лет идет с успехом. Вы можете зайти на сайт circusofhorrors.uk или посмотреть все новости на нашем сайте циркужасов.рф. Там же можете купить билеты на наше представление. Это шоу возникло неслучайно. Это в своем роде фрик-шоу, помощь тем людям, которые потеряли надежду.
У нас один из артистов — Хельмут, который был гостем телепередачи "Другие люди" у Юлии Меньшовой — попал в аварию, а после операции у него удалили несколько ребер. Он очень хотел попасть в это шоу. Он начал засовывать себе в рот сначала маленькие предметы, потом больше и глубже, потом изогнутые шпаги. Что позволило ему сделать этот трюк? Потому что в его брюшной полости нет ребер, которые бы мешали любому другому. А так он попал в книгу рекордов Гиннесса.
Англичане — люди инфантильные немножко. Они такие спокойные, размеренные. И это шоу дает им некоторую встряску. Сравнивать это шоу с какими-то любыми другими нет смысла, потому что оно имеет свою стилистику, свое лицо. Те шоу, которые привык смотреть наш российский зритель в программе Cirque du Soleil ("Цирк дю Солей" — в переводе "Цирк Солнца" — канадская компания. - Ред.), конечно же, очень красивые. Это очень здорово. Но мы не можем сравнивать — это лучше или это хуже.
— Каждый выбирает то, что ближе.
— Выбирает то, что ближе. И вообще, я считаю, что каждому человеку нужно посмотреть такое шоу. Это не входит в контекст ужасов, которые мы привыкли видеть. Ах, это ужасы! Я боюсь! Я не пойду! Это не ужасы. Это компания. Horrors — означает в переводе "другие, удивительные", а не только — "ужасы".
— Первоначально вы давали рекламу на английском языке.
— Да, и многие люди не понимали.
— Состав труппы интернациональный?
— Да, состав труппы интернациональный. Есть и русские. Многие собираются со всего мира и работают в Англии. Те люди, которые показывают это шоу на протяжении 20 лет, несмотря на сложности, живут и работают как одна большая семья.
— В названии вашего шоу присутствует "Ночь зомби". Наряду с "Цирком ужасов" разве это не отпугивает?
— Это всего-навсего вечеринка, где много огня, фейерверка. Зрители пьют пиво. Англичане любят пиво, футбол. Любят вечером где-нибудь просто отдохнуть, расслабиться, выплеснуть эмоции.
— В чем отличие вашего цирка от советского или российского?
— Вы знаете, наш советский цирк был и будет всегда самым лучшим в мире. Потом пошли перемены, как в политике были перемены…
— Китайский цирк тоже был?
— Там все равнялись на советский цирк. Потом где-то стали переплевывать, простите за выражение. В русском цирке я представлял нашу страну в Англии: Альберт Арсланов from Russia. Я довольно успешно показывал динамичное балансирование, которое я определил в своем жанре случайно.
— Это было новое слово в цирковом искусстве?
— Да, в 1992 году на международном фестивале определили это новое направление в жанре жонглирования, где меня вписали и в энциклопедию России, и в европейскую энциклопедию, дальше я был представлен в Книге рекордов Гиннесса со своими трюками, которые я показывал на тот момент. И на сегодняшний день они остаются удивительно интересными.
То есть те вещи, которые я показывал, они были нестандартные. Этим я представлял страну в других странах, оттого я был интересен другим директорам цирков, которые хотели видеть что-то интересное. В данном случае такое же происходит и здесь, в России.
— Вы в этом шоу сами участвуете?
— Нет.
— А как продюсер?
— Да, я участвую как продюсер и промоутер этого шоу.
— А нет желания поучаствовать самому?
— Естественно, есть. Я всегда люблю участвовать.
— Насколько я знаю, программа "Цирка ужасов" постоянно меняется.
— Только в Англии какие-то номера заменяются, но основная стилистика этого спектакля остается. Ведь сам "Цирк Ужаса" начинался с фрик-шоу: выходил карлик, вытаскивал, простите, свои гениталии и тем привлекал публику. А потом его убрали, но публика продолжала идти.
Кто-то в этом фрик-шоу ведро керосина выпивает, потом ходит 20 минут дует в пакет или глотает лягушек, а потом обратно их выплевывает. У нас после Великой Отечественной войны был в цирке однорукий Осинский, выступавший с номером, в котором все делал одной рукой. Такие номера не только привлекают зрителей, но и тех циркачей-ветеранов, которые остались без работы. Это позволяет им существовать нормально.
— А чем обусловлено, что шоу продлится всего лишь пять дней?
— Это шоу выходит в рамках международного фестиваля "Цирки мира в России". Английская сторона высказала желание быть первой страной, которая будет представлена на этом фестивале. Мы написали в наши правительственные структуры письмо в поддержку. И нас поддержали в Московской городской думе.
— Альберт, вы гражданство получили от самой королевы?
— Да-да, за культурный вклад в развитие циркового искусства в Англии. Это была, конечно, приятная новость для всей нашей семьи. Родом я с Камчатки, да вот добрался до Англии.
— Семья ваша казачья была?
— Да, у меня три казака, которые белогвардейцами от Буденного убежали на Камчатку, где мыли золото. От одного казака пошла наша история. Ну, а на Камчатку забрел один татарин — вот и получился мистер Альберт.
— А какие казаки: оренбуржские, донские, кубанские?
— Запорожские казаки. На Камчатке 29 действующих вулканов. Они зарядили меня настолько, что тридцатый вулкан точно во мне сидит.
— Вы не из цирковой семьи?
— Нет, не из цирковой. К удаче или к сожалению, не могу сказать…
— Самородок, значит?
— Не знаю, но как только я попал на большую землю, понял, что мне нужно что-то делать.
— Где вы учились цирковому искусству?
— В первый раз я увидел цирк по телевизору, когда мне было 12 лет. В цирке клоун Карандаш меня спросил: "Ты что-нибудь можешь делать?" Я говорю: "Нет". — "На тебе карандаш и поставь его на лоб". Я взял и поставил. Он достал свою афишу, расписался на ней и сказал мне: "Маленький вундеркинд, это тебе на счастье!" Так и получилось — я влюбился в цирк. А до этого было театральное училище…
— В Москве?
— Нет, я поступал в Горьковское театральное училище, потому что в Москву побоялся.
— Все равно далековато от Камчатки.
— Да, со мной так вот было, но неважно. Потом попал в училище. Но сначала в армии отслужил…
Также по теме: