Подмосковные власти занялись продвижением концертов классической музыки под открытым небом. Так что традиции духовых оркестров в парках возвращаются. Концерты open air запланированы в Архангельском, Троице-Сергиевой лавре, Клину. Фестиваль открылся оперой "Евгений Онегин" в авторском прочтении Юрия Башмета. Без курьезов, правда, не обошлось.
В России решили развивать традицию ежегодных фестивалей классической музыки под открытым небом. В Европе подобные мероприятия уже давно не в новинку: всем хорошо известны ежегодный Classic Open Air в Берлине, постановки в Колизее и т. д. И вот подмосковные власти решили продвигать фестиваль "Подмосковные вечера с Чайковским" (хоть в этом году мероприятие и приурочено к 175-летнему юбилею великого композитора П. И. Чайковского, организаторы намерены сделать фестиваль ежегодным и популярным).
"Мы хотим придать фестивалю всероссийский масштаб… Мы постараемся, чтобы каждый следующий фестиваль был более популярным", — отметил на открытии фестиваля врио губернатора Московской области Андрей Воробьев. Уже известно, что в этом сезоне концерты фестиваля пройдут в живописных Архангельском, Троице-Сергиевой лавре, Клину. "Подмосковье — идеальное место для новых творческих начинаний и развития нашей культурной и духовной жизни", — заключил губернатор на брифинге перед журналистами.
"Подмосковные вечера с Чайковским" 2013 года открылись в музее-усадьбе "Архангельское" оперой Чайковского "Евгений Онегин" в авторском прочтении (так было заявлено в афише) выдающегося альтиста и дирижера Юрия Башмета. Правда, сам маэстро от подобной формулировки открестился. Музыкант пояснил, что подсократил оперу (вместо трех с половиной часов опера шла два часа), оставив самые интересные и ключевые моменты. "Идея состоит в том, чтобы привлечь людей, которые пока не готовы прослушать всю оперу, к этому великому произведению… Это самая популярная музыка, мы просто забыли об этом. И сегодня вы услышите и вспомните "Боже мой, я же знаю это: и эту арию, и эту", — сказал маэстро перед премьерой.
Правда, кое в чем Юрий Башмет все-таки поскромничал. Интересной находкой музыканта стало включение в действие оперы драматических актеров — загадочного Константина Хабенского и харизматичной Янины Колесниченко (актриса МХТ им. Чехова). Между музыкальными эпизодами артисты зачитывали наизусть отрывки из бессмертного пушкинского романа в стихах. Хабенский перед премьерой пояснил, что будет вести детективную линию. И действительно, без детектива не обошлось. Константин Хабенский почти не появлялся на сцене, а отрывки из "Евгения Онегина" зачитывал из каких-то укромных местечек Архангельского. Зрители и журналисты еле успевали отслеживать передвижения артиста. Но как бы там ни было, и Константин Хабенский, и Янина Колесниченко справились со своей задачей хорошо.
Читайте также: Опера, из-за которой язык сломаешь
Что касается музыкальной части представления, то здесь правили балом дирижеры Юрий Башмет и Денис Власенко, симфонический оркестр "Новая Россия", хоровая капелла "Ярославия" под управлением Владимира Контарева и солисты Ангелина Никитченко (Татьяна), Елена Максимова (Ольга), Сергей Романовский (Ленский), Андрей Жилиховский (Онегин), Олег Цыбулько (Гремин), Анастасия Бибичева (старшая Ларина) и Эмма Саркисян (няня).
И здесь надо отметить, что оперный жанр и формат open air плохо совместимы. Все-таки опера требует хорошей акустики, замкнутого пространства и полного погружения в действо, происходящее на сцене. Поэтому в опере, поставленной в Архангельском, голоса, конечно, звучали не очень. Правда, хочется с положительной стороны отметить тенора Сергея Романовского: Ленский был великолепен. Это отметили и профессиональные музыканты, сидевшие в зрительном зале. При всем при том, что вокальные партии солистов по объективным причинам не очень удались, оркестр и хоровая капелла звучали замечательно: они во многом и спасли ситуацию.
Отдельного внимания заслуживает режиссерская постановка оперы. Еще в анонсе организаторы заявляли, что музей-усадьба "Архангельское" выбран для мероприятия не случайно: красивейшая природа Подмосковья, архитектура конца XVIII века будут способствовать полному погружению в эпоху. Для усиления этого эффекта даже была выписана повозка с лошадью, которая то привозила, то увозила главных действующих лиц .
"Я очень рад, что мы оказались именно здесь. Вот как выглядит это усадьба — примерно так все и происходило. Здесь, например, был бал", — прокомментривал Юрий Бамшет выбор места проведения концерта.
Надо сказать, что естественные архитектурно-исторические интерьеры используют в постановках опер достаточно часто. Самый известный подобный проект — постановка оперы "Аида" Джузеппе Верди у Египетских пирамид.
Читайте также: Оперный "Оскар" или оперный Дмитрий?
В случае с постановкой "Евгения Онегина" без курьезов не обошлось: организаторы многое предусмотрели, но забыли про костюмы главных действующих лиц. Онегин и Ленский были одеты прямо по офисному дресс-коду сезона-2013. Из-за неподходящих костюмов некоторые моменты выглядели просто комичными: так, в сцене после дуэли, где Онегин увозил на повозке своего мертвого друга Ленского, все выглядело "а-ля два менеджера среднего звена возращаются пьяными с корпоративной вечеринки".
Но не будем слишком строгими и придиричивыми: ведь все условно, лишь идеи вечны. В общем и целом постановка удалась: маэстро Юрий Башмет, оркестр, хор, солисты, актеры, организаторы постарались на славу. Однако впереди еще большая работа — конкуренты у фестиваля серьезные. И конкуренты не только европейские: появился фестиваль классического музыкального искусства в Царицино, уже много лет также действует международный оперный фестиваль "Казанская осень", который проводится у стен Казанского Кремля.
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"