Green Day заразили Москву оптимизмом

Россия становится важным адресом в планах импрессарио мировых эстрадных звездных групп. Теперь к нам едут не только Scorpions с такой регулярностью, что кажется, что они и не уезжали, давая годами прощальные концерты. U2 три года назад, прошлым летом The Cure и, наконец, впервые за 26 лет легенды панк-рока из знаменитой группы Green Day.

21 июня уже с утра у подходов к "Олимпийскому" можно было заметить людей самых разных возрастов. Такая уж это группа: мелодии играет преимущественно подростковые, но все, кто рос на них, уже давно достиг если не возраста участников коллектива (всем уже за 40) то, по крайней мере, тех лет, когда скейтборд выкатывают на улицу все реже. Однако разрешающая надпись "12+" на билете открыла заветные ворота к сцене тысячам школьников, а нестрогие родители без лишних вопросов покупали своим чадам билеты в фанзону за 5 тысяч рублей, а заодно и билет для себя. Черт возьми, пусть это и называется панк-роком, но прибыльнее этой жилы просто нет. Воистину, школьники — ключевой элемент музыкального маркетинга.

Нам повезло застать легенд панк-рока, а точнее, калифорнийского поп-панка, в их лучшей форме. Лидер Green Day Билли Джо Армстронг прошлой осенью здорово психанул на концерте в Лас-Вегасе. Это был фестиваль, и в середине и так сокращенного сет-листа во время исполнения одного из главных хитов группы "Basket Case" на табло высветилась информация, согласно которой группе оставалось играть всего пару минут. На злоупотребляющего тогда алкоголем Билли Джо это подействовало, как взмах красной тряпкой на быка: он разразился гневной тирадой, разбил гитару и ушел со сцены. После чего тут же лег в реабилитационную клинику, поняв, что ничем хорошим это не кончится. Что ж, Билли Джо может похвастаться истинно рокерским жизненным путем, хотя и он, наверное, многое бы отдал за то, чтобы этого срыва не случилось.

Читайте также: Джеймс Браун: Танцуй, пока не станет лучше

Так или иначе, весной похорошевший, посвежевший и исцелившийся Билли Джо, а вместе с ним басист Майкл Дернт, ударник Тре Кул, а также гитарист и бэк-вокалист Джейсон Уайт, в этом году ставший постоянным участником после 13 лет работы с группой, и два сессионных музыканта продолжили тур, играя концерты по 2,5-3 часа и удивляя толпу разного рода неожиданностями. Например, в некоторых городах они внезапно исполняли культовый среди поклонников старой школы альбом "Dookie" 94-го года полностью, даром что тур, вообще-то, посвящен трилогии "Uno/Dos/Tre", вышедшей в конце прошлого года. Совершенно верно: группа решила избавить себя от мучительного выбора выбрасывания тех или иных песен, просто-напросто выпустив три диска с разницей примерно в месяц. Тур, в рамках которого ребята приехали в Москву, называется "99 revolutions". Ну, не 99, но 29 (именно столько песен сыграла группа) революций в этот вечер в Москве точно случилось.

Концерт должен был начаться в 19:00. И примерно в это время на сцену вышла на разогрев американская группа All Time Low. Вряд ли сами Green Day выбрали этих ребят: слишком уж приторный и сахарный, одноклеточный эмо-панк они играют, повествуя нам о разбитых сердцах и разлитых слезах, используя полный арсенал клише, свойственный стилю и манере пения-нытья. Причем, судя по всему, основные участники группы ничего толком не играли: были моменты, когда, например, партия бас-гитары была отчетливо слышна, но качок-басист в перевернутой в духе Фреда Дерста бейсболке струн не касался. Кстати, сразу хочется отметить наличие больших экранов по краям сцены: вещь для концертов такого масштаба просто незаменимая, потому что из-за ее отсутствия на некоторыхмероприятиях, например, на концерте System of a Down два года назад — дальним рядам невозможно было увидеть ничего.

Green Day вышли на сцену в начале девятого вечера. Вместе с ними вышел подростковый задор, ребячество и способность плясать, ни о чем не думая хоть какое-то время. Не для всех, правда, потому, что были и школьники, которые пробились в первые ряды, и либо стояли со скучающим видом и слушали, даже не подпевая, либо снимали на свои смартфоны, предпочитая восприятию живых эмоций здесь и сейчас их хранение на жестком диске. Хотя, если верить реакции на шоу в блогосфере, в целом поклонники вели себя достаточно энергично, но что касается конкретного куска фанзоны, можно смело утверждать обратное: не плясали даже под хиты типа "Holiday" с самого взрослого и в меру политизированного альбома "American Idiot".

Выход группы на сцену претворяло появление розового кролика, точнее, танцора в его костюме, который сплясал под панк-стандарт "Blizkrieg Bop" и подготовил толпу к грядущему действию и этого разогрева было бы достаточно без всяких там All Time Low.

Читайте также: Музыканту, обманувшему слушателя, анафема!

Группа начала неспешно — с "99 revolutions" с последнего альбома, но потом сразу ударили "Know your enemy", которая длилась раза в два дольше, чем нужно. Уже на ней на сцену вытащили поклонника, и уже на ней Билли Джо начал практиковать хоровое пение с залом, в течение концерта он это сделает еще не раз. Поэтому некоторые песни оказались слишком уж затянутыми. Без подобных экспериментов в сет лист вместилось бы еще несколько композиций. Это было бы приятно, все-таки группу ждали 25 лет. Поклонник, которого Билли Джо вытащил на сцену, потом разбежался и прыгнул в толпу, разнообразив стадионный концерт развлечением, которое обычно массово практикуют на панк-концертах в клубах.

41-летний Билли Джо выглядел, будто ему нет и 30 — маленький, энергичный, с яркой мимикой и узнаваемой харизмой, в меру позер и в меру серьезен. Его внешность за 25 лет почти не изменилась. На песне "Letterbomb", одной из главных жемчужин "American Idiot", Билли Джо пытался убедить зрителей в том, что им следует оставить все проблемы за пределами стадиона и просто веселиться. "Это ваша ночь! Нет никакого негатива, никакой ненависти, никакого хаоса, ничего. Есть только этот момент. Мы есть друг у друга, и у нас есть радость, счастье, любовь. Радость. Радость. Радость! Покажите мне. Покажите. Спойте мне", — взывал Билли Джо, и эти слова звучали по-настоящему искренним призывом, после которого, правда, зал загорелся лишь отчасти. В такие минуты хочется полного единения, и очень печально, если его не получаешь (и группе, наверное, тоже). Но надо отдать залу должное кое в чем другом — плясать он, может, и не плясал, но пел временами исправно: например, сравнительно новая спокойная песня "Oh Love" была встречена мощным хором.

Надо признать, фронтмен из Билли Джо все-таки шикарный: за 25 лет он научился держать крепкой хваткой даже самую кислую публику. Разумеется, он выучил и несколько фраз по-русски — "Я люблю вас"и что-то еще.

Басист Майкл Дернт все время корчил рожи, эмоциональная коннотация которых не была очевидна: то ли он смаковал каждую извлеченную из баса ноту, то ли морщился от звуковой каши, а гитарист Джейсон Уайт в своем смешном комбинезоне (и выглядевший старше всех остальных участников группы лет на 10) чем-то напоминал добряка-фермера из Канзаса.

Концерт, между тем, продолжался, новые вещи перемежались старыми хитами в практически идеальной пропорции. К сожалению, одна из самыхтрогательных песен группы, посвященная умершему от рака горла отцу Билли Джо, "Wake me up when September ends", была сыграна только частично, но нам, можно сказать, повезло: даже эта часть баллады исполнялась не в каждом городе тура.

Кстати, в самом разгаре концерта произошла по-настоящему трогательная сцена: охранник с невероятно добрыми глазами давал уморившимся от духоты девочкам в первых рядах попить воды. Казалось, что в этой маленькой сцене было столько добра, что ради ее одной уже стоило прийти в фанзону "Олимпийского", на этот концерт.

На первых аккордах "Waiting" на сцену неожиданно выскочила девушка и бросилась обнимать Билли Джо, да так крепко схватила, что пальцы фронтмена соскользнули, и пара аккордов была сыграна совершенно мимо нот. Однако охранники быстро оттащили полоумную поклонницу, и Билли Джо, как ни в чем не бывало, продолжил играть.

На песне "Longview", знаменитой своей сочной басовой партией, Билли Джо вытащил на сцену поклонника, чтобы тот спел часть песни (этот трюк так или иначе проделывался в каждом городе), и многие до сих пор гадают, была ли это подсадная утка: худенький скромный парнишка в футболке классиков панк-рока Misfits очень здорово спел третий куплет, после чего получил в награду от Билли Джо… гитару. Интересно, довез ли он ее до дома?

После этого группа устроила на сцене 10 минут клоунады, переодевшись в немыслимые костюмы и вытащив на сцену саксофониста в килте, исполнив панк-балаган "King for a day", добавив попурри из роковой и блюзовой классики -"Shout", которую лично я знаю исключительно благодаря не слишком известной комедии "Зверинец" с Джоном Белуши (очень прошу не путать его с младшим братом Джеймсом), а также "Satisfaction" и "Hey Jude", которые тоже были очень неплохо подхвачены в зале. На сцену вернулся розовый кролик, который разогревал публику перед самым выходом Green Day, с собой он захватил российский флаг. Ближе к концу всей этой вакханалии с небольшим номером выступил барабанщик Тре Кул, одетый в бюстгальтер и шляпку. Ради этой 30-секундной сценки расплывшийся в улыбке Билли Джо уселся за ударную установку и подыграл ему.

Читайте также: Сергей Мазаев: "У меня вся жизнь — скандалы"

Основная часть шоу закончилась одной из лучших песен Green Day последних лет "X-Kid" и зонгом "Minority". На бис была великолепная связка из "American Idiot" (толпа внезапно очнулась и немного поскакала) и "Jesus of Suburbia", затем успокоительная и плавно возвращающая в реальность "Brutal Love". Тем не менее, Билли Джо сам поставил точку, обдав нас меланхоличным подростковым оптимизмом "Good Riddance", которую спел один под акустическую гитару: "Это непредсказуемо, но, в конце концов, все оказывается на своих местах. Надеюсь, вы хорошо провели время" — допел он под общий хор и совсем скромно, тихо, ушел.

Возвращаясь домой, многие наверняка думали о том, что ни детство, ни юность никуда не ушли: если Билли Джо может так в 40, значит, и мы сможем, тем более если нам даже нет сорока. Хотя Билли Джо, наверняка, сможет так и в 50, и в 60. Несбывшиеся надежды могут воспарить и сбыться, омертвевшие мысли сменят другие, посвежевшие, а жизнь даст энергии на что-то полезное. Несмотря на непонятную реакцию публики, несмотря на привычный для наших стадионов грязноватый звук, мелкие недочеты, это был очень жизнеутверждающий концерт, а значит, группа Green Day вот уже 26 лет существует не зря. Забыл сказать: я никогда не был большим поклонником Green Day.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"