Этим летом, с 21 по 23 июня, в Москве функционировала самая настоящая "машина времени", доставившая в столицу обитателей далеких эпох. И имя ей — международный фестиваль "Времена и Эпохи", что проходил на территории парка Коломенское. Три дня все желающие могли наблюдать рыцарские турниры, слушать старинную музыку, обучаться средневековым ремеслам.
Вообще следует заметить, что третий международный фестиваль "Времена и Эпохи", который проходил 21 — 23 июня нынешнего года в московском парке Коломенское, затмил собой все предыдущие подобные мероприятия — автор этих строк, бывший на всех "Временах и Эпохах" имел возможность убедиться в этом собственными глазами. Очевидно, что мероприятие меняется, и причем в лучшую сторону. Вспоминается самый первый фестиваль, прошедший в 2011 году — тогда и само место действия найти было непросто, и выбрано оно было не особенно удачно, что приводило к большой концентрации людей на узкой территории, и отношение реконструкторов к посетителям было куда более настороженное.
Сейчас же все изменилось — теперь участники фестиваля превратились в радушных хозяев, а организаторы учли все недочеты предыдущих "Времен и Эпох". Отлично работала информационная служба, которая помогала гостям ориентироваться на многочисленных площадках фестиваля, стало куда больше мастер-классов для желающих научится средневековым ремеслам, появились опытные экскурсоводы, рассказывающие всем желающим о том мире, в котором они оказались, придя в Коломенское в минувшие выходные.
Читайте также: Клады Киева: двузуб и родовой знак Святослава
Да и выбранное место проведения мероприятия было куда удобнее как для участников, так и для гостей. Оно было более просторным — под одни только исторические лагеря выделили 1700 квадратных метров. А общая площадь всей территории, где проходил фестиваль равнялась семи гектарам. Словом, пространство "Времен и Эпох" весьма расширилось (нужно же было местить не только 2 тысячи участников, приехавших из 25-ти стран, но и всех гостей, которых, по предварительным данным, за три дня было 200 тысяч человек). Но не только оно раздвинуло свои границы — ко времени тоже относится.
В нынешнем году на фестивале зрителям был представлен яркий и образный портрет всей Средневековой Европы, а также Руси и Золотой Орды. На этот раз были охвачен непростой период истории западной части Евразии с XIII по XVI век. Зрители могли увидеть рыцарские турниры, соревнование в меткости ордынских лучников, состязания пикинеров, показательные бои русских дружинников и блестящие выступления отрядов ландскнехтов. Все это происходило на главной арене фестиваля, которая в нынешнем году смогла вместить еще больше зрителей. Парады, схватки и церемонии происходили под замечательные комментарии ведущего и изумительно красивую средневековую музыку.
Можно без всякого преувеличения сказать, что этим летом в Москве три дня функционировала самая настоящая "машина времени", доставившая в столицу обитателей далеких эпох. Именно этот момент подчеркнул и глава Московского комитета по туризму Сергей Павлович Шпилько, присутствовавший на открытии фестиваля. "Москва, как и любой крупный город, предлагает путешествие в традиционном смысле этого слова, то есть путешествия по пространству. Но нынешний фестиваль предлагает совсем другую форму туризма — путешествие во времени. Причем его участники — это вовсе не актеры. Они по настоящему живут в тех эпохах, которые реконструируют, по крайней мере во время фестиваля. Именно поэтому атмосфера фестиваля представляет из себя что-то уникальное — она никого не оставляет равнодушным, и взрослого, и, что особенно важно, ребенка. Все, кто придет сюда, действительно переместятся в далекое прошлое" — сказал Сергей Павлович.
И. что самое интересное, глава Москомтуризма оказался совершенно прав — все три дня, что проходил фестиваль, парк Коломенское погрузился в настоящее Средневековье. Среди торговых рядов бродили жонглеры и скоморохи, развлекающие публику, под сенью вязов уютно устроился ирландский бард, и в палатке колдуний всем желающим гадали и сообщали рецепты разных зелий. Мастер из ордынского лагеря учил всех желающих изготавливать войлок, писарь из русского стана помогал постигать нелегкую науку составления рукописных книг, а ювелиры из Европы делились секретами изготовления украшений.
Время от времени, правда, гостей несколько пугали "мортусы" — члены отрядов санитарно гигиенической службы городов, в обязанности которых входила уборка трупов и дезинфекция помещений при инфекционных заболеваниях. Их крик: "Выносите своих мертвецов!" невольно заставлял вспомнить о том, как нелегко в Средние века шла борьба с болезнями. Впрочем, куда больший страх вызывали разложенные инквизиторами пыточные орудия — любезные монахи не только объясняли назначение каждого, но и предлагали испытать его на себе. Но все эти мрачные эпизоды лишь добавляли происходящему лишний элемент достоверности.
Но жизнь всегда брала свое, и Средние века не являлись исключениям. Поэтому средневековые горожане, несмотря ни на что, спешили по своим делам, актеры потешали публику, монахи радовали гостей колокольным перезвоном, а рыцарь Тевтонского ордена с удовольствием фотографировался со всеми желающими и рассказывал старинные легенды о выдающихся бойцах прошлого. Кстати, именно рыцарям пришлось на фестивале тяжелее всех — турниры шли каждый день и пропустить их было нельзя. Однако все участники были хорошо подготовлены к схваткам и проявили в них упорство, мужество и немалую выносливость — что было нелишним, ибо первый и третий день фестиваля выдались весьма жаркими, а рыцари, как и положено, были облачены в железные доспехи.
Но кроме обладания этими качествами, реконструктор еще должен хорошо знать историю своей эпохи. Иначе воссозданный им облик средневекового жителя будет неправдоподобен. К счастью все, кто занимается нелегким делом оживления прошлого весьма добросовестно относятся к своей работе. Поэтому у всех посетителей не было сомнения в том, что они видят перед собой настоящих рыцарей, татарских наездников или русских богатырей. Но как же реконструкторам удается достигать столь достоверного сходства?
"Есть различные источники — письменные, рыцарские надгробия, миниатюры. Все это дает хорошее представление о рыцарском снаряжении" — рассказывает Михаил из петербургского клуба "Северный замок", реконструировавший облик английского рыцаря XIII века Гильберта Маршала. Однако нужно не только соорудить "лекала", по которым будет делаться снаряжение, но и изготовить его, причем не отступая от средневековой схемы ни на полшага. Как поведал корреспондентам "Правды. Ру" реконструктор Юрий Богунов из Москвы (участвовавший в турнире как сэр Хэмфри де Богун, рыцарь первой половины XV века), на изготовление доспехов, в которые он был облачен, потребовалось целых восемь лет!
"При изготовлении доспехов за основу берутся музейные экземпляры — вообще, сохранилось достаточно много вооружения той эпохи. Однако может не хватать каких-то деталей — и вот их уже реконструируют при помощи разных исторических источников. Таким образом и делаются любые доспехи, в том числе и рыцарские. Однако то, что вы видите на мне — это не просто копия с музейного экспоната. Каждый доспех всегда подгоняется под фигуру владельца, иначе в нем невозможно будет выступать" — раскрыл тайны своего костюма благородный сэр Хемфри.
Читайте также: Тайна рыцарствазаключена в эффигиях
Действительно, судя по жарким схваткам, разыгравшимся на арене, без идеальной подгонки доспеха рыцарям было не обойтись. Как и без идеально подготовленного коня, который реагировал на малейшее движение хозяина. Видимо неслучайным было то, что победителем в итоге оказался пан Павел Заславский из Минска, который лучше всех подготовил к сражению своего скакуна. Лучшим же бойцом на турнире вызова был признан Арне Коэтс из Германии, лучшим в свалке — норвежец Петтер Эленгсен, а сэр Хэмфри де Богун получил приз организаторов фестиваля.
Следует заметить, что во время схваток участники проявляли не только мужество, и высокую профессиональную подготовку, но и истинное рыцарское благородство. Так, во время финальной битвы, когда рыцари воевали друг против друга, разбившись на два отряда, в седле остался один боец с одной стороны против двух противников. Те предложили ему славную ничью для того, что бы не позорить соперника. Подобное оценили представители "Совета прекрасных дам", оценивающие участников турнира вместе с членами судейской коллегии. Кстати, их решение часто влияло на мнение судей.
Пешие воины тоже не сидели без дела — они проводили битвы между отрядами. Гостей фестиваля весьма порадовал тот факт, что чаще в этих битвах побеждали русские пехотинцы — что в общем-то неудивительно, ведь в Средневековье наши соотечественники считались одними из самых лучших бойцов Европы. Но не только профессиональные реконструкторы воевали друг с другом — все желающие из числа гостей могли принять участие в сражениях за знамя или в стрельбе из лука на специально отведенных для этого площадках фестиваля.
А пока желающие попробовать свои силы сражались друг с другом, в других местах бойко шла торговля. Гости фестиваля активно покупали изготовленные мастерами украшения и ткани ручной работы, булатные клинки и разнообразные игрушки. Ведь Средние Века являлись не только временем постоянных войн — это еще был и торговый европейский "ренессанс", который стал базой для возникновения экономики нашего времени. "Мы, как представители Ганзейского торгового союза позаботились о том, чтобы посетителям было что купить. Так было и в Средние Века, так есть и сейчас — пока мужчины сражаются, женщине следует обеспечить быт и удобство для рыцарей. А без торговли этого никак не сделать " — говорит Лилия Дольнева из тульского клуба "Император".
Итак, на три дня все, кто пришел на фестиваль "Времена и Эпохи", совершили увлекательное и захватывающее путешествие в прошлое. Но было ли это мероприятие лишь развлекательным? Нет, подобные фестивали несут еще и просветительскую функцию — они показывают людям то, что они никогда не узнают на уроках истории, поскольку даже хорошие учителя редко уделяют внимание деталям. Них не найти и в музее — ведь тамошние экспонаты статичны и показаны отдельно от людей. А здесь все, что прежде многие видели лишь на картинках, предстало перед глазами зрителей как нормальный элемент реальности. И сразу становятся понятны назначения многих предметов, в также то, сколько труда приходилось тратить для их изготовления (подобные сведения рассказывают о развитии экономики и, соответственно, зигзагах политики, куда лучше, чем сухие страницы учебников).
Читайте также: О чем не расскажет "Портрет куртизанки"
Кстати, автора этих строк на фестивале ждало немало сюрпризов. Например, наблюдая за выступлениями пикинеров, я выяснил, что, оказывается, средневековым копьем можно было фехтовать. Наверное, каждый, кто побывал на фестивале, узнал немало нового для себя о загадочной и прекрасной эпохе, имя которой — Средневековье. И именно в этом и заключается основная ценность данного фестиваля…