Февраль 90-го года: немецкий дуэт Milli Vanilli, состоящий из Фабриса Моргана и Роба Пилатуса, становится победителем премии "Grammy" как лучшая новая группа. Волной популярности этого проекта захватывается все больший круг людей, и почти ничто — не предвещает беды.
Ноябрь 90-й года: продюсер группы признается в том, что ни Морган, ни Пилатус никогда не пели на записях Milli Vanilli. Группу вынуждают вернуть "Grammy" и предают анафеме. Через 8 лет Роб Пилатус умирает от передозировки наркотиков.
Этот скандал стал одним из самых громких в истории шоу-бизнеса. Но, возможно, он не был бы таким резонансным, если бы не премия "Grammy" — действительно, можно ли простить специалистам в области музыки присуждение статуэтки в виде граммофона продюсерскому проекту, запущенному создателем BoneyM Франкуом Фарианом, участники которого на записях не спели ни единой ноты. После обнародования этой информации Фабрис и Пилатус ощутили не только тяжесть позора, но и строгость закона: обманутые потребители предъявили им не менее 27 исков, требуя компенсации. Самое непонятное и обидное в этой истории было то, что петь-то ребята умели! В 1992 году дуэт пытался возродить свою карьеру, певцы выпустили диск в США, на котором уже пели своими голосами. Но было слишком поздно — Фабрис и Пилатус превратились в вечных изгоев шоу-бизнеса
В 1998 году проект вновь пытались реанимировать, но только силами Фабриса, нервы Пилатуса к тому времени сдали полностью: он употреблял наркотики и алкоголь в устрашающих количествах. Кроме того, на его счету было несколько краж. Трагический конец не заставил себя ждать: его тело было обнаружено в одном из отелей Франкфурта 2-го апреля 1998 года.
Читайте также: "Судная ночь": Как не надо снимать триллеры
Возможно, нам такая судьба Milli Vanilli покажется несколько надуманной. Мы-то приучены к тому, что примерно в одно время со скандалом Milli Vanilli по нашей стране колесили клоны групп Ласковый май и Мираж. И тем не менее, этот факт доказал всем корифеям шоу-бизнеса: не подсовывайте обманку своим слушателям, поплатитесь.
Пение под фонограмму на Западе редко остается безнаказанным, и надо признать, что подобная практика там возможна скорее в исключительных случаях. Это в отечественных пенатах не надо даже искать, обязательно встретишь телезапись выступления эстрадной звезды и музыкантов, терзающих неподключенные акустические гитары в песнях, при записи которых эти инструменты даже не использовались.
Зимой Бейонсе спела под фонограмму гимн США на инаугурации президента Обамы, чем вызвала возмущение общественности и смех Ареты Франклин — американской певицы, голос который многими признан лучшим в истории США. В частности, она занимает высшую строчку рейтинга вокалистов журнала Rolling Stone. Впрочем, Бейонсе сама записала себе фонограмму заранее, да и погода для голоса была в тот день не самой подходящей. Этот эпизод на карьере певицы никак не отразился.
В США есть очень популярное, старое и не имеющее аналогов во всем мире комедийное шоу Saturday Night Live. В каждом выпуске этой передачи, которая идет на NBC уже 38 лет, ведущим выступает какая-либо знаменитость. Еще одним обязательным условием является выступление приглашенных музыкантов. В одном из выпусков 2005 года выступила группа певицы Эшли Симпсон. Обычно музыканты исполняют на шоу две песни, за редкими исключениями вроде U2, которые даже студийное выступление превратили в шоу стадионного размаха. Эшли Симпсон без сучка без задоринки исполнила первую песню, а когда дошла очередь до второй, то зрителей (шоу, как следует из его названия, идет в режиме "live" — в прямом эфире) весьма удивил тот факт, что музыканты будто бы снова начали играть предыдущую песню. В итоге Эшли ушла со сцены, так ничего не исполнив. Видимо, вместо фонограммы второй песни кто-то снова включил первую. Позже Эшли пыталась оправдаться проблемами с горлом, однако доверие к певице было подорвано. Реабилитироваться ей удалось уже в следующем сезоне SNL. Сейчас видео того выступления найти не просто (в отличие от видео ее провала), но в том, что второй раз спеть под "фанеру" она бы не рискнула, сомневаться не приходится.
Более простительной является ситуация, когда артист использует трэк бэк-вокала: в силу возраста или еще каких-то особенностей певцу проще исполнять произведение в живую, но либо под свой же второй голос, либо под чей-то чужой вокал. Но и в этом случае зритель вправе чувствовать себя обманутым, тем более, если его не предупредили.
Читайте также: Пять лет тюрьмы за скачивание с торрента?
В России, как уже было сказано, ситуация с фонограммами плачевная, о чем свидетельствуют выложенные на Youtube многочисленные ролики провалов Витаса, Филиппа Киркорова и других звезд. Правда, чаще всего фанеру "врубают" на разного рода сборных солянках, объясняя тем, что нет времени настроиться. Правда, не совсем понятно, зачем в этом случае надо нагружать визуальный ряд чудовищной пошлятиной вроде музыкантов с неподключенными гитарами.
Между тем, в России, к счастью, набирает все больше обороты практика крупномасштабных фестивалей — сборная солянка актуальных как в России, так и на Западе групп, которые петь под "фанеру" себе точно не позволяют. К тому же законопроект, в свое время принятый "Единой Россией", вынуждает организаторов концертов предупреждать об использовании фонограммы на выступлениях. Закон, кстати, собираются сделать еще более строгим. Однако, судя по тем же видеороликам "фонограммных" выступлений, зрителя сам факт подделки не очень-то и коробит.
Конечно, такое безразличие присуще не всем зрителям: большинство предпочитает качественную музыкальную продукцию и не любит, когда обманывают. Если совсем вычеркнуть лирику, то билет на концерт — это товар, а посетитель концерта — потребитель, но не внешнего образа музыканта, а его творчества. Так что вполне нормально, если музыкант — независимо от стиля творчества, выбора песен для выступлений, скандальной или не очень репутации, личной жизни, поступает предельно честно по отношении к тем, кому действительно есть дело до его творчества.
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"