Любители шансона и "чувственной" старины в эти дни отмечают 115-летие со дня рождения Петра Лещенко. Небывалый подъем интереса к ретро-тематике и романтике предвоенных лет, издание мемуаров звезд той эпохи и перевыпуск пластинок с песнями стали второй волной популярности для творчества Петра Лещенко — одного из самых знаменитых и любимых шансонье первой половины прошлого века.
Петр Лещенко был невероятно популярен в 30-е и 40-е годы. Современники признавали, что его голос звучал на всех континентах. И хоть пел Лещенко только на русском, редко румынском, языке, плакали растроганные слушатели одинаково и во Франции, в Германии, "От Бессарабии до Риги" (название одной из песен). "Главное было в том, как пел. А пел с душой, искренне, то улыбаясь, то грустя", — считает исследователь творчества Борис Метлицкий.
Петр Константинович Лещенко родился 3 июля 1898 года в селе Исаеве близ Одессы. Петру было 16, когда началась Первая мировая война. Он поступил в кишиневскую школу прапорщиков и досрочно отправился на фронт. Октябрьскую революцию Лещенко встретил в госпитале, где лечился после тяжелого ранения. В январе 1918 года Румыния оккупировала Бессарабию и в одностороннем порядке отторгла ее от России. Так украинец Лещенко стал "эмигрантом без эмиграции".
Читайте также: "Царь басов" покорил мир, потеряв Россию
Кем только не пришлось поработать Петру Лещенко — от токаря до псаломщика, подрабатывал и в кинотеатрах. Но хотелось выступать на сцене. С танцевальной группой "Елизаров" и в составе других коллективов Лещенко до 1925 г. объездил с гастролями почти все города Румынии, получил бесценную закалку кочевой артистической жизни. Постепенно превратился в опытного профессионального артиста, умевшего "зажечь" публику и тронуть за живое. Лещенко в паре с танцовщицей (а впоследствии первой женой) Зинаидой Закитт продолжил покорять публику Парижа и Афин, Бейрута и Дамаска, Салоников и Константинополя, Белграда и Риги.
В 1933 г. Венское отделение английской Colambia, записав новый репертуар Лещенко ("Голубые глаза", "Вино любви", "Прощай, мой табор", "Черные глаза"), сделало его европейской знаменитостью, горячо принимаемой не только в среде русской эмиграции, но и повсеместно. Нельзя назвать только одну песню или романс как "визитную карточку" певца П. Лещенко, их было множество: "У самовара", "Ты и эта гитара", "Не уходи", "Скучно", "Возле леса", "Марфуша", "Миранда", "Я бы так хотел любить"…
Репертуар становился все многограннее: для Лещенко писали знаменитые композиторы и песенники тех лет. Удивительно, но певец был обладателем мягкого тембра на "коротком дыхании", светлого, не "покрывающего" большие залы в классическом понимании, "без металла". Но именно это завораживало публику: чем меньше металлической мощи в тембре голоса исполнителя интимных песен, танго, фокстротов, тем лучше и душевнее он звучит на грампластинках.
Некоторые называли П. Лещенко "пластиночным певцом". Постепенно пришедшая материальная состоятельность позволила покончить с кочевой жизнью и открыть в Бухаресте сначала ресторан "Наш домик", а затем и знаменитый фешенебельный "Петр Лещенко". Основой успеха в Румынии были, конечно же, цыганские романсы, а среди русских — танго, всегда звучавшие в репертуаре Лещенко.
О популярности шансонье говорит и такой факт. Король Карл, отец Михая, лидера правящей в Румынии династии, часто привозил послушать Лещенко к себе во дворец. Пожалуй, период до 1939 г. — начала Второй мировой войны — и был в жизни Лещенко самым стабильным и счастливым: ошеломляющая популярность, творческая и материальная независимость и множество планов. Афиша того времени информировала: "Выступает прославленный, неподражаемый исполнитель русских и цыганских песен Петр Лещенко"", именно информировала, где выступает Лещенко, ибо зазывать никого не надо было, публика буквально валила на концерты.
Читайте также: Как нашли автора "народной" песни
Но, как часто бывает, глобальная политика рушит жизнь отдельно взятого человека, не оставляя ему ни выбора, ни надежды. Лещенко, как мог, уклонялся от службы в армии, выступающей на стороне врага родины, но, в начале войны для учений ему пришлось надеть форму на короткий срок и тем самым навсегда изменить отношение к себе в СССР. Этот факт не только погубит жизнь певца, но и даст повод попытаться стереть из памяти поклонников таланта память о нем вплоть до наших дней.
Я тоскую по родине,
По родной стороне моей,
Я в далеком походе теперь,
В незнакомой стране.
Я тоскую по русским полям.
Мою боль не унять без них…
Будут и гастроли в оккупированной Одессе, и работа в одесском Государственном театре и выступления перед солдатами советской армии на передовой. Позже будут письма-просьбы к Сталину о возвращении в Советский Союз. Но это не помешает начать после войны "травлю" со стороны спецслужб Румынии, а негласно и советской власти.
Март 1951 года, концерт в Брашове (Румыния), после триумфально отработанного первого отделения, на второе певец не выходит. Его арестовали. Закончилось все смертью в лагере в 1954 г. и запретом на рассекречивание материалов дела заключенного П. Лещенко.
А патефонные пластинки П. Лещенко продолжали расходиться фантастическими тиражами по всему миру, кроме СССР, где вплоть до 80-х гг. его творчество было под запретом.
Его песнями был пропитан воздух в русскоязычных колониях за рубежом, не было ни одного фронтовика, не знавшего и не любившего его мелодий ("Мама", "Синий платочек"), пластинки провозились контрабандно из-за границы, тиражировались кустарно на целлулоидных пленках (т.н. "ребра") и позже на магнитных лентах, но "железный занавес" не позволял открыто ставить на радио и телевидении песни эмигранта, записавшего более 180 грамофонных дисков на русском языке.
И только последние несколько лет активно восстанавливаются по любительским лентам и кассетам, из архивов коллекционеров, по фонограммам пластинок "Мелодия" трогательные песни о жизни, любви и счастье… мелодии и записи той романтичной патефонной эпохи, среди тресков и шума которой слышно дыхание певца.
Кинокомпания "Централ Партнершип" завершила в этом году съемки восьмисерийной исторической драмы "Петр Лещенко" с Константином Хабенским в главной роли. Так что, есть надежда, что популярность талантливого Хабенского вернет популярность или хотя бы узнаваемость романсам Лещенко, окрашенным тоской и грустью.
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"