В Северной столице вручили литературную премию "Нацбест". Победителем оказался "молодой писатель" Фигль-Мигль, уже пару лет вносящий дополнительное оживление в литературный процесс. Его роман въедливые критики приписывали нескольким маститым писателям, хотя стиль и темы произведений больше приличествовали молодому человеку лет эдак 23-27-ми.
Инкогнито оказалось раскрытым, когда известный "неизвестный писатель" появился в Петербурге на вручении премии. На сцену поднялась дама неопределенного возраста, петербурженка Екатерина Чеботарева. Впрочем, интрига-то осталась, поскольку сам факт появления на сцене женщины в бежевом многими может быть расценен как продолжение мистификации.
Такое уже было: писатель Виктор Пелевин, например, тоже вот уже лет двадцать иногда появляется то там, то здесь безмолвный и загадочный в черных очках на носу. Упертый — ни одного интервью; все, что считает нужным, писатель говорит в своих произведениях. Но это обстоятельство не мешает некоторым быть абсолютно уверенными: человек с таким именем и фамилией — не более чем подставная фигура, а на самом деле его романы "написаны в соавторстве Дмитрием Быковым и Сергеем Лисовским"!
Да что там говорить, если даже с Шекспиром полной ясности нет. То ли Шекспир сам писал свои пьесы и сонеты, то ли ему помогала в этом особа благородного происхождения? Или взять британского писателя и общественного деятеля Джонатана Свифта, опубликовавшего свои "Путешествия Гулливера" без подписи. Но слава все равно его догнала.
В наиновейшей истории нашей российской литературы путаница началась после мистификации, "открытия" того, что Александр Блок якобы большинства своих самых известных стихов не писал! Это поэты Серебряного века, Андрей Белый, Зинаида Гиппиус и другие решили шутки ради сделать "звезду". В самом деле, если была "Черубина де Габриак", оказавшаяся Елизаветой Дмитриевой, то почему бы не перевернуть в гробу Блока? Но, если задуматься и вникнуть, такие постмодернистские штучки в начале ХХ века не были в моде, а вот в конце — как раз наоборот.
Читайте также: Библиотеки — спецназ культуры
Литературоведы долго мучились над тем, кто таков Михаил Агеев, написавший в 30-х годах ХХ века "Роман с кокаином", Марк Леви или все-таки Владимир Набоков? Литературоведы в штатском анализировали в 60-х антисоветского Абрама Терца на предмет присутствия в нем советского Андрея Синявского. Времена менялись, сначала печатное слово влияло, потом оно выгодно продавалось. Так появился Макс Фрай, не брат и даже не племянник Стивена, безумно плодовитая Марина Серова, "написавшая" более 470 романов — примеров немало…
Что касается разговоров о "литературном рабстве", то все началось с Александра Дюма-отца. Потом было скрежетание зубами в тиши кабинетов по поводу вручения Нобелевки по литературе писателю Михаилу Шолохову, за которого будто бы батрачил не кто-нибудь, а сам Андрей Платонов.
Но есть ведь и другая форма рабства, когда писатель, "раб лампы", не может не писать, хотя у него вроде все есть для счастья. Но "рука тянется к перу, перо к бумаге…". Пошла даже какая-то мода на новых, неизвестных писателей, начавшаяся лет пять-шесть назад с "сетературного" романа "Дух-лесс". Автор этих строк прочел его без отвращения и даже с некоторым любопытством, узнавая, что-то для себя новое. Я ведь не оптовый топ-менеджер, торгующий зеленым горошком, не завсегдатай ночных клубов и не любитель западной популярной музыки.
Читайте также: Авторов запомнить, книги прочитать
Потом эта книжка долго лежала под дверью в спальню — кошка туда-сюда ходит и домашний любимец начинает требовательно мявкать, если дверь закрыта. Томик современной прозы выполнял роль упора — Достоевского же не положишь. Но это частный случай, из которого ни в коем случае нельзя делать далеко идущие выводы, ведь у автора того романа все закончилось феерично: телевизором, публичностью, всенародной славой…
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"