Джазовый монолог зрелой женщины

Звезда американского джаза Синтия Холидей продолжает большой гастрольный тур по московским арт-клубам. В программе — лучшие джазовые, блюзовые стандарты, а также оригинальные композиции из нового альбома, который скоро увидит свет. А еще — певица прекрасно танцует, превращая каждый из своих синглов в выразительный театр одной актрисы. Синтия Холидей практически не дает интервью, считая, что сполна высказывается перед своим зрителем на сцене. Однако для нас она сделала исключение — перед началом гастролей певица ответила на вопросы корреспондента "Правды.Ру".

— Концерты в Москве — это часть вашего гастрольного тура в поддержку новой пластинки?

— Да, пожалуй. Мой новый альбом называется "Я люблю все, что вижу" (или, иначе говоря, "Люблю весь мир"). Альбом записан в Нью-Йорке, CD выйдет в США в скором будущем. И я с огромным удовольствием представлю этот диск москвичам, исполню во время концертов мои любимые песни из нового альбома. Это — мой подарок Москве.

— В России вы не в первый раз…

— В 2010-м состоялись мои первые гастроли в России, вспоминаю о них с самыми теплыми чувствами. Тогда я выступала в Новосибирске, Екатеринбурге и Краснодаре… С тех пор у меня было немало различных гастрольных поездок, мне нравится встречаться с новыми людьми, культурными традициями. А еще я собираюсь в ближайшее время побывать в тех странах и регионах, где хорошо знают, любят и особенно ценят джаз — таких, как Япония, Южная Африка, Куба…

— Расскажите, какие гастрольные поездки были для вас самыми впечатляющими?

— Самые яркие, сохранившиеся надолго впечатления у меня были встречи с приятными людьми — моими единомышленниками, которых я немало встречала во время самых разных гастролей. Например, после моего гастрольного тура по Сибири у меня появилась целая группа русских друзей, с которыми мы регулярно и с большим интересом общаемся в Facebook!

Читайте также: Сергей Минаев на пороге джазовой вселенной

А в Антигуа (это островное государство Карибского бассейна) я встретила немало поклонников джаза, которые увлекаются творчеством моих любимых Сары Вон, Эллы Фицджеральд и Нэнси Уилсон…

Словом, музыка — это универсальный язык, объединяющий множество людей с разных континентов, создавая духовно близкие сообщества. К примеру, я еще не выступала во Франции, но у меня есть немало поклонников в Париже, которые заходят на мой сайт и знакомятся с моими выступлениями в джаз-клубах Нью-Йорка. В общем, я удовольствием думаю о том, что уже в нынешнем году мой гастрольный график существенно расширится.

— Какой репертуар вы представляете москвичам на нынешних гастрольных выступлениях?

— Я пою джаз, но предпочитаю, чтобы меня называли "стилистом джазовых композиций", поскольку в моем репертуаре немало музыки, которую в принципе "генетически" можно отнести и к стилям кантри или R&B; в моих синглах встречаются и интонации театрализованной песни, мюзикла. Специфика в том, что я предлагаю интерпретации этих песен в стиле джазовой музыки — с соответствующими аккордами, инструментовкой, фразировкой и пр. А в принципе моя музыка — это монолог зрелой женщины, которая передает свой опыт, чувства, историю эмоциональной жизни через лиричность композиций, их мелодику, авторскую интерпретацию знакомых тем.

К примеру, я исполняю песню в стиле поп, которую написал Ар Келли (R.Kelley) — американский певец и поэт-песенник, который получил известность благодаря своему особому, эмоциональному стилю исполнения, предполагаюшему, что каждая его композиция звучит от первого лица. Его песня называется "I Believe I Can Fly" ("Мне кажется, я умею летать"). Я люблю подобные эмоциональные, вдохновенные композиции, которым придаю свой собственный музыкальный стиль и новую аранжировку.

Читайте также: Максим Аверин: "Плюют в спину? Ты впереди!"

В свою программу я также включила несколько песен Билли Холидей — американской певицы, о которой, как известно, говорят, что ее творчество составляет целую эпоху в истории джаза (по эмоциональности, драматургии исполнения ее не случайно часто сравнивают с великой француженкой Эдит Пиаф). Я решила исполнять ее композиции еще и потому, что люди нередко спрашивают меня:ужне сестры ливы? Ведь у нас одинаковые фамилии. Я обычно отвечаю на такие вопросы с улыбкой: да, мы — музыкальные сестры.

Тогда публика начинает интересоваться: а Холидей (по-английски — праздник) — это моя настоящая фамилия? Я объясняю им: да, Синтия Холидей — мои подлинные имя и фамилия.

Что касается конкретного репертуара, то я большим удовольствием исполняю мою собственную версию замечательного блюза из репертуара Билли Холидей "Good Morning Heartache" (по-русски это что-то вроде "С добрым утром, любимый").

Ну, а клубная публика нередко просит меня исполнять другие хитовые блюзовые композиции: "Drink Muddy Water" ("Пить грязную воду") и "Never Make You Move Too Soon" ("Никогда не позволяй себе двигаться так быстро").

— О музыкантах, с которыми вы выступаете, говорят, что все они — большие оригиналы и яркие творческие индивидуальности…

— Да, мне очень, очень повезло с ними, поскольку я работаю с группой опытных музыкантов, которые отвечают всем моим запросам как певицы. На сцене у нас всегда рождается, как говорится, настоящая химия, и зрители могут наблюдать, как интересно, радостно нам работать вместе! У каждого из моих музыкантов есть свой собственный джаз-бэнд.

Знакомьтесь: Редем Шварц — фортепьяно. Он также мой музыкальный директор и человек, которому принадлежит большинство аранжировок. Другие певицы тоже обожают работать с ним, так как он очень хорошо знает, что на сцене требуется от вокалистки и как при этом нужно руководить группой. Кроме того, что Редем Шварц талантливый пианист, еще и прекрасно играет на электрооргане.

Читайте также: Владимир Хотиненко: Коллективной исповеди нет

Паул Бодри — бас-гитарист, неподражаемо слышащий низкие частоты; он замечательно интонирует и выдает очень динамичные соло.

Тенор-саксофонист и кларнетист Энтони Нельсон — самый молодой член группы и недавний студент Редема Шварца. Он обладает уникальным для своего возраста звукоизвлечением, с очень теплой вибрацией. Недавно он отлично играл на кларнете, сопровождая на гастролях известную этно-джазовую скрипачку Регину Картер.

И, наконец, Уэйн — наш ударник. Хорошо известен на нью-йоркской джазовой сцене. Выступал со многими знаменитыми вокалистами, действительно очень хорошо владеет музыкальной техникой…

— В вашем репертуаре есть композиции, которые вы выделяете, исполняете с особым удовольствием?

— Я выросла в очень музыкальном доме. Мой отец был трубачом и руководителем джаз-бэенда, а мама пела в церковном хоре — исполняла спиричуэлс. С детства я много слушала таких гигантов джаза, как Элла Фицджеральд и Сара Вон, Каунт Бейси, Дюк Эллингтон и пр. Мой дед был с юга США, тоже отличался музыкальностью, он играл для меня блюзовую музыку из репертуара БиБи Кинга, Хаулина Вулфа и Рут Браун…

Поэтому тексты песен, которые я исполняю, могут много рассказать обо мне самой. Например, мне нравится петь лирические баллады — такие как "I Thought About You" ("Я думала о вас"). А также композиции, предполагающие отличный свинг — такие как "That's All" ("Это все…") И ритмичные, энергичные песни типа "Never Make a Move Too Soon" ("Никогда не делай шаг слишком рано"). И современные серьезные композиции — такие как "Moondance" ("Лунный танец")…

— А какую музыку вы в любите слушать, а не исполнять?

— Музыка, которую я слушаю, часто зависит от того, чем я занята в настоящий момент. Если я веду машин, я могу слушать диски и петь вместе с известными американскими джазовыми вокалистами — Кевином Махогани, Куртом Эллингом или Барбарой Моррисон. Каждое воскресенье я непременно слушаю лучшую радиостанцию джазовой классики — WBGO. Если я делаю уборку дома, я на всю мощь включаю R&B (смеется). Я люблю также композиции в стиле госпел — духовную христианскую музыку, продолжающую традиции спиричуэлс, и ее корифеев, таких как Иоланда Адамс или Фред Хаммонд.

Впрочем, мне нравится самая разная, по-настоящему хорошая современная музыка — а иногда, под настроение, я даже достаю с полки дедушкины виниловые пластинки…

— Если можно, расскажите немного подробнее о вашем детстве, семье. Вы уже отметили, что выросли в атмосфере музыки…

— Я родом из города Ньюарк,штат Нью-Джерси. Музыкой стала серьезно заниматься в 90-х с преподавателем вокала, это был замечательный Дюк Андерсон! Мой отчим, Келвин Хагес, был джазменом, он и познакомил меня с мистером Андерсоном. В общем, я была музыкальным ребенком, всю жизнь провела среди джазовых музыкантов. Это оказало на меня огромное влияние, поэтому я так люблю петь джаз.

Читайте также: Сергей Мазаев: "У меня вся жизнь — скандалы"

Впрочем, моей первой творческой мечтой было стать балериной. Я несколько лет училась хореографии в серьезной и основательной "Garden State Ballet Company". Параллельно я выступала на танцевальной сцене и преподавала основы современного балета. Однако, повзрослев, я стала брать уроки вокала. С педагогом по вокалу я регулярно занимаюсь и сегодня.

— Вы уже достаточно давно на джазовой сцене, расскажите о наиболее интересных встречах, о ваших творческих учителях.

— Я училась у многих замечательных педагогов, представителей творческого сообщества джазменов. И я собираюсь продолжить такую учебу всю жизнь! Но настоящей сокровищницей сценического опыта можно считать уроки Риты де Коста Тёррентайн (да-да, это жена знаменитого джазового тенор-саксофоноста Стенли Тёррентайна). Она научила меня многим подробностям искусства сцены! В том числе тем вещам, которым весьма трудно научить. Например: искусству правильно одеваться на концертах, правильного поведения и движения на сцене… Куда девать руки в концертных мизансценах, как накладывать макияж и причесываться…

Миссис де Коста Тёррентайн поведала мне, как надо вести себя, разговаривать со своими зрителями, как общаться с аудиторией во время творческих встреч и пресс-конференций. Она говорила, к примеру: "Никогда не носи на сцене брюки, потому что мужчины любят разглядывать ножки" (улыбается). Словом, научила "использовать все яйца из моей корзины". Она ставила меня перед огромным зеркалом и сама начинала петь мои композиции: разыгрывала передо мной маленький спектакль, чтобы выглядеть по-настоящему артистично.

Читайте также: Валерий Золотухин: "Поступать по совести"

Она учила: с того момента, как ты делаешь первый шаг на сцену, ты словно нажимаешь на клавишу выключателя: включаешь свой собственный свет… Все элементы искусства, говорила Рита, уже есть внутри тебя самой, и я так благодарна ей за это! К сожалению, ее больше нет с нами, но она оставила самые замечательные воспоминания о себе.

— Кто из современных композиторов и аранжировщиков вам больше всего нравится и почему?

— Джонни Мэндел и Стиви Уандер — два моих главных кумира. Нужно, наверное, прожить целую жизнь, чтобы оценить всю глубину их проникновенных композиций.

А если говорить чисто житейским языком, то их музыка — это как отменная глазурь на хорошем торте… Наверное, именно благодаря жизненной сочности своих сочинений они признаны во всем мире как гении.

— Поделитесь, пожалуйста, своими ожиданиями, связанными с нынешними московскими гастролями?

— С нетерпением ждала встречи с Москвой и выступления в джазовом шоу вместе с трио Олега Бутмана. Все мои друзья в Facebook пожелали мне удачи в столице России!

— Синтия, у вас, видимо, еще много проектов впереди?

— Жду выхода в свет моего нового диска. Он кажется мне фантастическим в том плане, что очень точно рассказывает о том, что происходит в моей жизни… Но мне уже очень хочется вернуться в студию и записать новый материал с моей группой. Также хотелось бы поработать с другими выдающимися, известными музыкантами. Сейчас я в поиске интересного материала для новых записей.

— А есть ли у вас заветная творческая мечта?

— Хотелось бы выступить на крупных джазовых фестивалях в Америке и за ее пределами… А вообще-то я верю в известную мудрость: "Будь умерен в своих желаниях и они обязательно исполнятся!". По-русски это, кажется, примерно звучит так: "Тише едешь — дальше будешь"?

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Беседовала