Вера прихожан спасла храм от взрыва

Все течет, все изменяется — в том числе, наши представления об истине, вере, морали. Меняется и отношение к святыням прошлого и чудесам. Двадцатый век и воинствующий атеизм оставили от многих храмов лишь развалины. Церковь Рождества Христова Пензенской Епархии лишь чудом уцелела в первозданном виде, после того как было принято решение ее взорвать.

Приятно осознавать, что существуют на русской земле такие места, где истину начинаешь не просто постигать, а чувствовать всем сердцем своим, душой своей, потому что умом нашим Вечную Истину не приобрести — её можно только ощутить, воспринять как данную свыше. Одно из таких благословенных мест есть на земля Кузнецкой, что находится в Поволжье.

Церковь Рождества Христова в селе Нижнее Аблязово Кузнецкого района, один из старейших храмов Пензенской Епархии, являющийся не только историческим памятником русской культуры, но и свидетелем истинной православной веры, которая всегда даровала русской душе то главное, вокруг чего и строилось всё второстепенное: быт, работа, воспитание, жизненные приоритеты и личные отношения.

В тихом и живописном месте, в настоящей русской глубинке — селе Нижнее Аблязово, в 30-ти километрах от города Кузнецка, стоит Церковь Рождества Христова, встречающая прихожан и редких паломников мудрым, задумчивым взглядом узких зарешеченных окон, расположенных по периметру белёных храмовых стен.

Читайте также: Бессмысленные споры вокруг Церкви

Церковь Рождества Христова была построена в 1724 году прадедом А. Н. Радищева Григорием Афанасьевичем Аблязовым. Причем предыстория строительства довольно необычна. В первой половине XVIII века в селе приключилось волнение крестьян. Григорий Афанасьевич укрылся недалеко в овраге и дал обет, что если Бог спасет его от людской расправы, то построит он на этой земле храм. И… расправы он избежал и обет исполнил, причем построил даже не одну, а целых пять церквей, одна из которых и сейчас стоит в Нижнем Аблязово.

При церкви было 35 десятин пахотной земли, по штату в ней разрешалось служить одному священнику, дьякону и пономарю, а с 1873 года — одному священнику и псаломщику. Тяжелые времена борьбы с православием храм пережил с малейшими потерями, благодаря светлой вере прихожан. Когда большевики пришли взрывать храм, православные сельчане зашли в него и сказали: "Подрывайте с нами!" Подорвать живых людей рука у богохульников, разумеется, не поднялась, но колокольню все же разорили, сбросив самый главный колокол. За это покарал уже сам Господь: говорят, что самого "старшого", который руководил отрядом, через несколько дней парализовало, а через две недели он умер.

А от колокола остался лишь язык весом 90 килограммов. Когда советские власти дали типичное для того времени решение "приспособить здание церкви для колхозных нужд", местная жительница Анисья Волякова, женщина глубоко верующая, взяла на себя смелость и "отвоевала" алтарную часть храма, заранее закрыв в ней часть церковной утвари, и не дала ссыпать туда зерно. Анисья и молодежь поучала, работающую на местном зерновом складе: "Не оскверняйте храм Божий недостойными поступками, помыслами и словами, берегите святыню, наступят и её времена". Так оно и случилось.

После войны жители села снова заговорили о необходимости появления церковных служб. Постоянные поездки все той же неугомонной Анисьи и Герасима Терентьева по различным инстанциям сделали невозможное — церковь открыли для прихожан. Иконы, ранее хранимые в домах верующих, были возвращены на прежнее место. Особенно торжественно был пронесён Крест Спасителя, спрятанный ранее в доме у одной из жительниц соседнего села Анненково. Православные люди, встав живым коридором вдоль длинной дороги, искренне ликовали.

Но во времена перестройки с людской памятью что-то случилось: собор обворовывали целых четыре раза. Вынесли всю церковную утварь, золотые и серебряные кресты для причастия, ценные иконы. Последний случай посягательства на святыню произошёл в октябре 2010 года.

Заезжие "гастролёры", пробравшись ночью в Храм, сняли с чудотворной иконы Божьей Матери "Скоропослушницы" все золотые и серебряные цепочки, кольца, печатки, оставленные прихожанами в знак благодарности за полученные исцеления и помощь в мирских делах. И снова промысел Божий: воров нашли и арестовали. Так "Скоропослушница" помогла раскрыть целую череду преступлений, совершённых группой "нелюдей" в храмах многих областей за последние полгода.

Бесценная реликвия храма — пятиярусный золоченый резной иконостас, аккуратно выполненный из дерева в стиле барокко. Сама сложность общего замысла позволяет предположить авторство столичных мастеров.

Значит, вера присутствовала в людях, только нужно было многим прятать её под тяжёлым спудом лозунгов и идей. Время всё расставило на свои места, а точнее — сам Господь. Всё спешим "делать жизнь", карьеру; спешим заработать на машину, квартиру, дачу, не понимая, что жизнь так скоротечна, что думать-то надо о душе нашей грешной, а не о новой брендовой одежде или ценных украшениях — не этим душа наша украшается, далеко не этим…

Церковь Рождества Христова сохранилась до нашего времени почти в первозданном виде. Кованая ограда, деревянные перекрытия на колокольне, узорные решётки на окнах, пол из чугунных плит, напольные подсвечники и многое другое относится именно к тем временам, когда и был воздвигнут храм. Каменная церковь, возвышающаяся в конце села, долгие годы была святым молитвенным местом, как для жителей района, так и города Кузнецка. Церковь — трехпрестольная: главный престол освящен в честь Рождества Христова, правый престол — в честь Покрова Божьей Матери, левый — во имя преподобного Александра Свирского. Храм типа восьмерик на четверике стоит на высоком холме, утопающем летом в зелени деревьев. Рядом с храмом — яблоневый сад, который жители села по старой памяти называют "барским" и две потрясающие сосны с интересно изогнутыми и переплетёнными ветвями, ровесники постройки.

Иконостас имеет пирамидальную композицию и увенчан скульптурной группой "Вознесение Христа". Фигура Христа обведена декоративными розетками с головками херувимов; завершающая фигура — Савваофа с распростёртыми руками в лучах славы. Богатая декоративная резьба иконостаса покрыта позолотой, от времени, правда, значительно потускневшей.

Самый яркий элемент иконостаса — Царские Врата с горельефной композицией "Сошествие Святого Духа". Скульптурная композиция Царских Врат включает изображение апостолов и Богородицы, восседающих полукругом. Стык Царских Врат с иконостасом оформлен ангелами, поддерживающими резной карниз. В резные рамы иконостасы вставлены иконы, написанные по Евангельским сюжетам. Над алтарём, находящимся за Царскими Вратами, возвышается резная золоченая сень, украшенная фигурами ангелов. Два придельных иконостаса выполнены в едином стиле, воспринимаются как продолжение главного и имеют совершенно идентичную декоративную отделку.

Справа от центрального иконостаса находится скульптурная композиция "Оплакивание Христа". Две резные колонны отделены от стены, образуют полуротонду, окружающую гроб с телом Христа. Сочетание скульптурной группы и двух ангелов с крестами в руках придают сцене особую торжественность, трогательность и эмоциональность, хотя для русских православных храмов такие скульптурные композиции совсем не характерны. Прихожане почитают её наравне со старинными храмовыми иконами. В средней части Храма, а также в правом приделе располагаются композиции "Голгофа", выполненные из дерева и расписанные красками. Напольные подсвечники, навесные лампады, паникади­ла, металлические и бархатные хоругви относятся к временам постройки храма и представляют собой уникальные произведения искусства ручной работы.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"