Ирония или знак судьбы, но день рождения Булата Окуджавы празднуется в День Победы — 9 мая. Поэт-фронтовик, певец московского Арбата, бард, писатель… Он не был таким громким и ярким, как некоторые его собратья по перу далеких шестидесятых, скромный, интеллигентный человек с гитарой, он тихо пел о вере, надежде, любви и удаче, но услышали многие. Услышали, запомнили и передали свою любовь вслед идущим.
Булат Шалвович Окуджава не любил распространяться по поводу своего военного опыта. Как, впрочем, и многие фронтовики, болезненно воспринимавшие профанацию и неизбежно поверхностные стандартные оценки их персональной судьбы, роли войны. Но для Окуджавы такое решение в большой мере было связано с личным опытом восприятия войны как таковой — романтика призвания и добровольческого порыва быстро потеряла привлекательность, после столкновения с реальностью военного быта. Последовательный противник героизации войны, Окуджава отмечал, что профессионально воспевающие военную эстетику писатели сознательно спекулируют на этой теме, отчего и литературная память о войне может остаться недостоверной.
Война для Булата Окуджавы началась в Тбилиси. Булату исполнилось 17 лет, возраст непризывной, однако, как многие современники, он подает заявление в военкомат для того, чтобы пойти добровольцем на фронт. Уже зрелый Окуджава в 90-е отмечает, что жертвенность добровольчества была исключительно распространена среди юношества сословия интеллигенции. Фактически, для самого Окуджавы решение о зачисление в армию стало одним из проявлений уже сформированного личного кодекса поведения. По замечанию Д. Быкова, автора недавно опубликованной биографий Б. Окуджавы в серии "ЖЗЛ", "дворянское мировоззрение" Окуджавы, "в котором предрассудки важнее убеждений, врожденное сильнее приобретенного" с этой поры неоднократно определяло его жизненные выборы.
Читайте также: "Я просто народный артист России Ливанов"
Рядовой Булат Окуджава был зачислен в отдельный минометный дивизион, участвовал в военных действиях на Северо-Кавказском фронте, был ранен под Моздоком. Его поздние воспоминания об этом периоде принципиально дегероизированы — обстоятельства ранения, несмотря на упоминания серьезной тяжести, отмечаются поверхностно, в таком же духе описывается и эпизодическое обучение на офицерских курсах "то ли Кубанского, то ли Саратовского пехотного училища", расположенного в Степанакерте. Наряду с этим подробно описаны невзгоды военного быта, проблемы с питанием, случаи обмена (а иногда и воровства) продуктов у местных жителей. Окуджава, ставший одним из наиболее талантливых конструкторов советского мифа о Великой отечественной войне, пытался максимально дистанцироваться от однозначных пропагандистских черт в оценках войны.
Опыт службы минометном подразделении нашел отражение в сценарии Булата Окуджавы к фильму "Женя, Женечка и "катюша"". Точный подбор актеров позволил воплотить автобиографическую фантазию Окуджавы — Олег Даль, сыгравший главную роль, в актерской пластике максимально полно воплотил образ московского интеллигентного юноши, парирующего огрубляющую жестокость войны личным моральным кодексом, основанным на несовременной героике произведений Дюма, а может быть, Купера. Булат Окуджава отмечал, что лучшие качества его друзей военного времени раскрывались в общих интересах к поэзии, литературе.
Полуофициальное признание в качестве исполнителя бардовской песни, автора стихов пришло к Булату Окуджаве в эпоху хрущевской оттепели, а такие песни как "Журавли", "Мы за ценой не постоим" (из кинофильма "Белорусский вокзал"), "Бери шинель, пошли домой" (из "Аты-баты, шли солдаты"), закрепили и формальный статус автора ключевых, наиболее популярных военно-патриотических шлягеров.
Читайте также: Покрышкин: "Все снято так, как было на войне"
С началом перестройки Булат Окуджава активно включился в демократические общественно-политические преобразования. Выступая с резкими антикоммунистическими заявлениями, он поддержал сторону Бориса Ельцина в ходе октябрьских событий 1993 года. Стал одним из подписантов "Письма 42-х", обращения творческой интеллигенции к президенту РФ с требованием жесткого подавления Верховного совета в ходе политического кризиса осени 1993 года. Эта позиция спровоцировала массовую и ожесточенную критику в адрес Булата Шалвовича Окуджавы, как подчеркивали политические оппоненты власти — в особенности со стороны фронтовиков. Кроме того, негативный резонанс вызвала и ультралиберальная позиция Булата Окуджавы по вопросу о статусе Чеченской республики.
Все это было и… прошло. Страсти улеглись, остались стихи, песни и образы Булата Окуджава. И оказалось, что стихи о Великой отечественной войне Окуджавы стоят выше сиюминутных политических предпочтений, а песни "Ваше благородие" из кинофильма "Белое солнце пустыни" и "Песня кавалергарда" из "Звезды пленительного счастья" помогают верить в Любовь всем, вчера и сегодня живущим:
У поэта соперников нету —
ни на улице и не в судьбе.
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"