Театр "Содружество актеров Таганки" под руководством Народного артиста России Николая Губенко отмечает юбилей и подводит итоги. По этому поводу состоялся праздничный вечер — театральный капустник, в котором актеры показали за час то, что случилось с ними за двадцать лет. А начиналось все с раскола и потери друзей, нищеты и протекающей крыши.
Театральным старожилам, пережившим вместе с художественным руководителем беды и радости, вручили по театральному "кирпичу", специальной подарочной коробке стилизованной в виде знаменитого таганковского кирпича — близкого родственника кирпича кремлевского.
Сейчас уже не все помнят, что первоначально театр занимал несколько кое-как соединенных между собой небольших зданий: три из них переделанные жилые дома, бывший кинотеатр, банк и гараж. Потом началась долгая реконструкция, во время которой Таганка и стала по выбору Юрия Любимова такой краснокирпичной. В то же время шла реконструкция Кремля и на обе реконструкции кирпичи лепили из одной глины.
Потом Любимов уехал за границу, не найдя общего языка с новым после Брежнева руководством партии и правительства. Через несколько лет он вернулся. Началась перестройка, потом реформы. И реформы в театре, показанные в фильме Леонида Филатова "Сукины дети". Одна из сцен капустника была посвящена советскому судилищу театра.
Как сказал художественный руководитель Николай Губенко в своем единственном на капустнике официальном выступлении:
— Мы говорили о кирпичах, а что такое фундамент? Я считаю, что наш театр зиждется на четырех основах. Первое — это справедливость, второе — сочувствие, третье — содержательность и четвертое — работа. По странному стечению обстоятельств, у коммуниста Губенко получается "СССР".
— С чего начиналась справедливость? С письма деятелей культуры Президенту Ельцину, в котором первыми стояли подписи Саши Калягина, Гены Хазанова, Сережи Соловьева. Они просили Президента дать возможность существовать двум театрам, тем более что архитектурно это было возможно.
— Решение Моссовета — часть справедливости. Николай Николаевич Гончар 2-й Председатель Московского Городского Совета Народных Депутатов с по 1991 по 1993 год сидит в этом зале.
29 судов, из них три высшие арбитражные — пришлось пройти коллективу, у которого не было ни копейки денег. Я признателен первому заместителю председателя Высшего арбитражного суда РФ Василию Владимировичу Витрянскому, первому заместителю министра юстиции РФ Ренову Эдуарду Николаевичу. И прокурор Москвы, в те времена Пономарев Геннадий Семенович нас поддержал. И целая команда юристов…
Нас спрашивают: если все структуры были на вашей стороне, что же вас не финансировали 16 лет? Теперь финансируют, спасибо вам, представитель Президента в Москве Владимир Федорович Комчатов.
Читайте также: Гошу Куценко назначат руководить "Таганкой"?
Таковы были тяжелые роды нашего ребенка-театра зачатого в муках раскола, замешанного на слезах и крови. Но детище надо кормить. И тут приходит второе понятие — сочувствие. Театр не финансировался, 250 человек жили впроголодь, в нищете, можно сказать не жили, а выживали. Но мир не без добрых людей. Мой друг, Щербаков Виктор Иванович на протяжении всех этих 20 лет поддерживал театр. А недавно он сделал дружеский подарок, организовал автопарк нашего театра из пяти машин, грузовой, одного автобуса и трех легковых. Просто так, подарил, спасибо вам огромное.
Когда в 1994 году наши деньги со сберкнижек обесценились заместитель генерального директора предприятия "Норильский никель" Валерий Пронников приглашал наших артистов, чтобы они хоть что-то заработали. Спасибо и вам…
Художественный руководитель театра вспомнил так же бывшего председателя Газпрома Рема Вяхирева, который профинансировал спектакль "Иванов" по Чехову.
На юбилее присутствовал первый президент Ингушетии, Герой Советского Союза Руслан Аушев. Вместе с боевым товарищем Борисом Громовым и Иосифом Кобзоном они профинансировали спектакль "Афган". Людмила Ивановна Швецова, ныне первый зампред Госдумы, будучи в исполнительной структуре московской власти оказывала театру моральную поддержу, и делала много-много добрых дел. А когда открылась возможность начать финансирование театра, сделала таганковцам двойной коэффициент. А как забыть поступок Никиты Высоцкого, который с первых шагов театра отказался гонораров за наследие Владимира Высоцкого и позволил не выплачивать ему из нищенского театрального бюджета авторские.
Содержательность, по мнению Губенко, третье понятие. Это, прежде всего авторы: Чехов, Солтыков-Щедрин, Островский, Есенин, Высоцкий, Шварц, Гофман, Ершов, Бернард Шоу, Тирсо де Молина Жан Ануй…
А как же без режиссеров! Им было сказано отдельное спасибо. Прежде всего, первопроходцу Сергею Соловьеву, пришедшему в театр и поставившему "Чайку". Причем, пришедшему — с деньгами на постановку. Другие режиссеры, работавшие в театре это Валерий Иванов-Таганский, Сергей Кутасов, Наташа Станкова, Мария Федосова. Все они тоже — содержательность театра.
И наконец, по мнению Николая Губенко, зритель театра — сама содержательность. Это интеллектуальный зритель, академическая профессура и студенты. С этим согласился один из друзей Содружества актеров Таганки Михаил Задорнов, приобретший с помощью сцены театра новых почитателей.
Ну и конечно нельзя было не вспомнить тех, кто не дожил до двадцатилетия. Это и Леонид Филатов и Борис Хмельницкий, и другие менее известные актеры и служащие театра. Пришедшие на капустник, выслушали их имена стоя.
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"