Есть актеры замечательные, народные, а есть актеры-легенды. Все эти эпитеты с полным правом относятся к Павлу Луспекаеву. Зритель часто воспринимает актера не как профессионала, а как реальную личность, которая изображает саму себя. И не можем мы иначе представить себе таможенника, а только как Верещагина, а Верещагин будет иметь облик Луспекаева. Недаром же коллеги по съемочной площадке называли героя Павлом, по имени артиста, а не Сашей, как задумывалось по сценарию.
С весенним месяцем апрелем связаны две даты в жизни Павла Борисовича Луспекаева. 86 лет назад, 20 апреля 1927 года, он родился в селе Большие Салы. 17 апреля 1970 года в Москве, не дожив трех дней до своего 43-летия, Луспекаев умер от болезни. В СССР в тот год готовились с помпой отметить 100-летие со дня рождения В. И. Ленина — главные торжества выпадали на 22 апреля, в суматохе подготовки всенародного празднования не было места для траура. Тело Павла Луспекаева перевезли в Ленинград и предали земле на Северном кладбище.
Ленин помешал проститься с всенародным любимцем, а вот товарищ Сталин, понятия об этом не имея, помог Луспекаеву стать актером. На экзаменах в Щепкинское училище, в 1946 году, Павел успешно сдал творческий конкурс, но напрочь провалил экзамен по русскому языку. В сочинении он написал несколько слов и, когда экзаменатор сказал, что кроме единицы абитуриент ничего не заслуживает, на практически чистом листе бумаги вывел: "Да здравствует товарищ Сталин!" В столичное училище самородка приняли даже без аттестата зрелости.
Читайте также: Второе дыхание Жан-Поля Бельмондо
Талантливый человек Паша Луспекаев не сдал экзамен не из-за лени и уж тем более не из-за неспособности к нему подготовиться. Ученик ремесленного училища подростком воевал в партизанском отряде. Уроки Пашка сдавал своей кровью. Однажды разрывной пулей ему так разворотило локоть, что врачи собирались ее ампутировать. Руку спасти удалось, но подвели ноги. В одном из рейдов подросток их сильно обморозил, впоследствии это "эхо войны" откликнется. В самой знаменитой своей роли таможенника Верещагина Луспекаев снимался уже на протезах.
Из примерно 30 кинофильмов и телеспектаклей, где сыграл Павел Борисович, в памяти народной остался один таможенник Верещагин. Говорят, могла бы получиться роль учителя физкультуры КостАлМеда в картине Геннадия Полоки "Республика ШКИД", но из-за обострения болезни, пришлось урезать и планировавшуюся двухсерийную ленту, и саму роль. А может быть и не получилось… Зрительские симпатии непредсказуемы, хотя есть умники, которые высчитывают процент попадания в яблочко. Вот не удалось сняться Луспекаеву в роли американского губернатора Вилли Старка. Смерть помешала, хотя уже было отснято около 30 процентов фильма. В хорошем фильме по хорошей книге "Вся королевская рать" в этой роли снялся замечательный Георгий Жженов, но и он зрителям запомнился больше по другому фильму — "Судьба резидента".
В наши дни артисты не брезгуют сниматься в рекламных роликах, а в советские времена ради денег (увы, не таких больших, как получают сейчас) снимались в примитивных, как нынешняя реклама, короткометражках с нравоучительным сюжетом. До своего переезда в Ленинград, еще в Киеве, Луспекаев снялся в противопожарной короткометражной ленте под названием "Это должен помнить каждый!". Получил свой гонорар и напрочь забыл про халтурку. Когда в театре Товстоногова начал репетировать "Варваров", как рассказывал сам Павел Борисович, "тут, как на грех, на экраны Ленинграда вышел какой-то западный боевик, который все бегали смотреть. А вместо киножурнала мой противопожарный опус. Я там после пожара, возникшего из-за сигареты, прямо в камеру пальцем тычу и говорю: "Это должен помнить каждый!" Вот тут ко мне популярность и пришла. Наутро перед каждой репетицией юмор: 'Помни, Паша, помни. Дай, кстати, закурить'".
Павел Луспекаев был человеком сильной воли. Он сумел отказаться от обезболивающего препарата пантопона — по сути наркотика, вызывающего привыкание. "Я боюсь даже верить, но через три часа будет трое суток, как я сделал последний укол, — записал Луспекаев в дневнике. — Муки адовы я прошел… Терплю! Через восемь часов будет четверо суток. Вымотало страшно, ничего не ем — ослаб, ужасно устал. Самому не верится! Пантопончики — тю-тю! Будь они прокляты!".
Читайте также: Марк Розовский: "Нас спасла народная любовь"
Несгибаемая воля заставляла Луспекаева идти пешком на съемочную площадку "Белого солнца пустыни", останавливаясь через каждые двадцать шагов и присаживаясь на стульчик, который рядом несла жена. Он и снимался в этом кино без дублеров, выполняя трюки, а после вынимал свои протезы и остужал раскаленные ноги в холодной воде. Специальные протезы для Луспекаева выписали во Франции по приказу тогдашнего министра культуры Екатерины Фурцевой.
В 2002 году во Владивостоке на воду спустили большое таможенное судно "Павел Верещагин" с портретом героя в кают-компании. Это не дань уважения талантливому актеру — это память о переживавшем за державу таможеннике Верещагине, разделывавшем под орех бандитов. В исполнении Павла Борисовича веришь, что это не выдумка сценаристов, что был на свете такой человек с лицом, голосом и осанкой Луспекаева, который служил когда-то на таможне и другого мы уже никогда не сможем себе представить. Даже если какой-нибудь нахальный тип, называющийся режиссером, соберется снять ремейк "Белого солнца".
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"