30 марта исполняется 160 лет со дня рождения Винсента Ван Гога. Будущий художник родился в семье пастора. Кроме Винсента, в семье было еще пятеро детей. Первенец супругов, кому предназначалось имя Винсент, умер в первый день после рождения, а спустя год на свет появился наш герой. Он был сложным ребенком: тихим на публике и своевольным дома.
Будучи сыном пастора, Винсент всегда хотел приносить людям пользу, поэтому в возрасте 23 лет он решил пойти по стопам отца и проповедовать. Чтобы реализовать свой замысел быстрее, Винсент не пожелал учиться в семинарии, а воспользовался "ускоренным" методом: для этого нужно было три года отучиться в евангельской школе, предварительно отчитав проповеди для малоимущих и обездоленных. Ван Гог приступил к исполнению своего плана и начал читать проведи шахтерам, однако вскоре разочаровался в своей идее, так как видел, что его проповеди не приносят этим людям ощутимой пользы.
Это была не первая попытка молодого человека "найти себя": в возрасте 16 лет он поступил на службу в контору по продаже живописи, где совладельцем являлся его дядя. Это было известное и прибыльное предприятие, служба в котором позволила Винсенту жить и работать сначала в Гааге, затем в Лондоне, а потом и в Париже. Вопреки расхожей легенде о нищенстве художника, его биография свидетельствует о том, что этот человек отнюдь не нуждался в финансовом отношении. Да и выходцем он был из большой и вполне обеспеченной семьи: его дед, например, был переплетчиком фолиантов, и его услугами пользовались чуть ли не все королевские дворы Европы.
Сам же Винсент получил хорошее образование, а затем, как человек из хорошей семьи, начал карьеру в семейной фирме, которая дала ему возможность познакомиться с миром живописи. Другое дело — способности Ван Гога как продавца живописи: они были довольно-таки средними, из-за чего фирма нередко терпела убытки, поэтому к 23 годам Ван Гог и решил кардинально сменить амплуа, став проповедником, как и его отец. Отказавшись и от этого пути, Ван Гог в возрасте 27 лет принимает решение посвятить себя живописи, в которую влюбился, еще будучи продавцом в фирме дяди.
Для того, чтобы всесторонне изучить живопись и профессионально ей заниматься, Винсент поступает в Академию художеств в Брюсселе, посещает лекции в Академии художеств в Антверпене, в середине 80-х гг. он учится в частной художественной школе в Париже, руководителем которой был Фернан Кормон; а также в поле зрения Винсента японская гравюра, полотно Гогена и импрессионизм. Учась, он поначалу копирует полотна тех или иных художников, перенимая разные манеры живописи и ища свою. Он пишет шахтеров, крестьян, и потому в некоторых биографиях его нередко называют художником, взывающим к сильным мира сего о нелегкой судьбе простых людей.
Читайте также: "Настоящее искусство — бездонный колодец"
Другие биографы спорят с этим утверждением, вменяя Ван Гогу способность чувствовать то, что будет востребовано зрителем, а значит покупателем. Не зря же он столько лет проработал в сфере коммерции. Помочь в продвижении картин Винсенту вызывается его младший брат Тео, и братья заключили контракт, согласно которому Тео обеспечивает Винсента всем необходимым для занятий живописью, а также выплачивает ему ежемесячное жалование, проводит выставки его работ и ищет клиентов, в то время как Винсенту оставалось всего-ничего: творить. Договор был выгоден для обоих братьев: очень скоро необычную манеру Винсента признали критики, его работы неоднократно отмечались другими художниками.
Рабочая тематика полотен Ван Гога сменяется жизнерадостными красками, в которых порой читают некое "просветление", наступившее в сознании Ван Гога, замутненном психической болезнью и возлияниями абсента. Однако истинная причина смены "курса" является коммерческая подоплека: брат Тео, проведя "мониторинг" предпочтений покупателей, пришел к выводу, что наибольшим успехом будут пользоваться картины, которые просто радуют глаз, такими украшают гостиные в богатых домах.
Картины Ван Гога довольно-таки успешно продавались вопреки устоявшемуся факту о нем, как о художнике, не продавшему за свою жизнь ни одной картины. Другое дело — масштабы стоимости, на которые были согласны покупатели, и действительно, при жизни настоящие, большие деньги братья получили лишь за полотно "Красные виноградники в Арле".
Современные биографы Ван Гога называют источником распространения мифов о Ван Гоге немецкого искусствоведа Юлиус Мейер-Грефе, который в конце 19 — начале 20 вв. решил вывести новое для Европы имя Ван Гога на международный уровень, а для того, чтобы сделать это побыстрее, ему пришлось придумать вокруг имени голландского художника, к тому времени уже умершего, множество легенд.
Читайте также: Кустодиев: "Все хотят жить, даже тараканы"
К примеру, всем известная легенда об отрезанном ухе художника имеет под собой весьма бытовую подоплеку: мочку, а не ухо целиком, отрезал Ван Гогу Поль Гоген, с которым у Винсента возникла небольшая перепалка. Гоген, в бытность матроса, получил богатый опыт уличных драк с применением холодного оружия. Чтобы скрыть факт нападения, Гоген придумал историю о том, что Ван Гог сам отрезал себе ухо в состоянии психического припадка.
Проблемы с психикой у художника действительно были, он даже лечился в клинике. В 1890 году вскоре после выписки он предпринял попытку самоубийства, выстрелив в голову из пистолета, который держал при себе для отпугивания ворон на этюдах. Через два дня Ван Гог скончался от потери крови. Мировую известность художник приобрел уже после смерти, став олицетворением импрессионизма и постимпрессионизма.