Даже далеким (в прямом и переносном смысле слова) от Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина людям знакомо имя его директора Ирины Александровны Антоновой. В марте прошлого года общественность отметила 90-летний юбилей заслуженного деятеля искусств РСФСР, академика Российской академии художеств (РАХ) и Российской академии образования (РАО) Ирины Антоновой, которая более полувека возглавляет один из лучших музеев страны.
Ирина Александровна — одна из трех женщин полных кавалеров ордена "За заслуги перед Отечеством". С уходом Галины Вишневской, их осталось только двое — Майя Плисецкая и Ирина Антонова. Ирина Александровна выглядит гораздо моложе своих лет и тому есть предпосылки. Ее мама Ида Михайловна прожила более ста лет. И о каком пенсионном возрасте Антоновой можно говорить, если она овладела новой для нее профессией — телеведущей. И это в возрасте, когда ее ровесницы порой с трудом осваивают кнопки мобильных телефонов! Впрочем, профессия хотя и новая, но тема искусства, о чем рассказывает Ирина Антонова на телеканале "Культура", знакома ей давно.
"Я придаю большое значение общению с шедеврами", — сказала в интервью интернет-телеканалу "Искусство ТВ" Ирина Антонова. Может быть, в этом секрет ее прекрасной физической формы? Хотя, ученые еще не выявили прямую связь между любовью к Прекрасному и долголетием человека. За свою полувековую деятельность на посту директора ГМИИ им. А. С. Пушкина Ирина Александровна сделала немало выдающегося, но многим памятна выставка 1974 года, когда в стенах столичного музея появилась "Джоконда" Леонардо да Винчи. В этом была заслуга, прежде всего, директора Антоновой. И мало кто знает, чего это ей тогда стоило. Найти многомиллионную страховую сумму в твердой валюте Антоновой помогла "Екатерина Великая", как за глаза называли тогдашнего министра культуры СССР Екатерину Фурцеву. Для подавляющего большинства советских людей показ Моны Лизы из Лувра был настоящим подарком. Ведь побывать в то время во Франции было неисполнимой мечтой. Конечно, без большой политики тут тоже не обошлось. Многие более поздние проекты не осуществились из-за ввода советских войск в Афганистан.
Несмотря на охлаждение отношений с Западом и после бойкота московской Олимпиады, Антонова в 1981 году сумела организовать выставку "Париж-Москва". Зрителей манили не столько французские мастера, сколько представители русского искусства, которое также было недоступным для наших граждан. Ценители прекрасного и профессионалы смогли познакомиться с творениями Малевича, Кандинского Филонова и Шагала. И, безусловно, невозможно не отметить последнюю по времени выставку Пикассо в 2010 году. В экспозицию вошли более 200 предметов искусства из собрания закрытого на тот момент на реконструкцию парижского Национального музея Пикассо, которые были дополнены произведениями художника из коллекции ГМИИ. Чувствуется, что директору музея нравится организовывать экспозиции, что ей с непременным успехом и удается. А вот подписывать бумаги, которых каждый день очень много, Ирине Александровне, по ее словам, совсем не по душе.
Читайте также: Хранитель древностей — завхоз или домовой?
Ирина Антонова до сих пор испытывает боль от распада Советского Союза. "Я считаю это чем-то немыслимым! — призналась Ирина Александровна в телепередаче у Владимира Познера. — Не может быть страны в мире, которая сама себя ликвидируют. Ее могут завоевать, ее могут разделить, но чтобы она себя сама ликвидировала, такого не может быть. Разрушены связи, разрушены отношения. Даже в сфере культуры. Разрушены взаимоотношения между музеями Украины, Прибалтики, Средней Азии. Мы до сих пор грустим друг о друге. Мы хотим работать вместе. Кто от этого выиграл? Кому от этого стало лучше?"
Однако, Антонова считает нынешние обстоятельства наиболее благоприятными для музейного дела, по сравнению с прошлым идеологическим прессом, под которым находилась культура. Удручает Ирину Александровну только крайне незначительное финансирование музеев. Правда, в декабре 2011 года, премьер-министр Путин выделил 23 миллиарда рублей на реконструкцию ГМИИ им. Пушкина.
Любой человек, тем более такой заметный как Ирина Александровна, не может избежать критики или критиканства. Основной упрек, адресованный Антоновой, внешне звучит правдоподобно, мол, задержалась на своем месте. Пора уступить директорское кресло более молодым. Галерист Марат Гельман, распространяет анекдоты о якобы "провалах в памяти" Ирины Александровны. Беседуя с Антоновой или слушая ее интервью, мало кому такое может прийти в голову. Скорее, большая часть людей восхищаются талантом этой женщины. А об успешности ее предприятия, каковым, собственно говоря, и является музей Пушкина, говорят постоянные очереди в ГМИИ. Вряд ли они выстраивались бы в скучный малоинтересный музей.
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"