Гошу Куценко назначат руководить "Таганкой"?

Московскому "и всея Руси" Театру на Таганке скоро исполнится 49 лет. Так что и полувековой юбилей не за горами, и поздравления. А художественного руководителя — нет. Замечательный, всеми любимый актер театра и кино Валерий Золотухин, которого назначили, и он дисциплинированно согласился, пробыл худруком недолго. Заболел, словно бы не вынеся ноши…

Неужели недавно поставленный директор, никому не известный, кроме десятка-другого театралов и театральных деятелей — подставит лысеющую голову под лавровый венок, не имеющий к голове никакого отношения? Разумеется, и такой вариант полностью не исключен, но ситуация, когда свежий директор Театра на Таганке, Владимир Флейшер — выйдет принимать букеты, дипломы и поздравления — маловероятна. Он и сам едва ли согласится на такое, вот если бы в Центре Мейерхольда, где он директорствовал много лет, там — другое дело.

Сейчас пошла тенденция, или, если хотите, тренд — назначать известных, но не старых, еще полных сил актеров худруками в подряхлевшие театры. В Театр наций назначили лет семь назад Евгения Миронова, в Театр имени Ермоловой — Евгения Меньшикова, вот только что Сергей Безруков стал художественным руководителем Московского областного дома искусств "Кузьминки" (МОДИ), а значит нескольких театральных коллективов: Московского областного драмтеатра имени А. Н. Островского, Московского областного государственного камерного театра, театра "Русский балет" и Губернаторского оркестра Московской области — все они объединены не только принадлежностью к столичной области, но и тем, что о них… мало кто слышал. Быть может, теперь что-то изменится? А модный режиссер Кирилл Серебрянников возглавил театр имени Н. В. Гоголя.

Читайте также: Гоша Куценко: "Главное — не бояться дна"

Так что и Театру на Таганке можно бы дать звездное лицо. Да взять хоть персону Гоши Куценко, чем ни худрук? Прекрасные актеры в роли художественных руководителей — дело не новое: Константин Станиславский, Николай Охлопков, Юрий Соломин. В свое время, когда Московский театр драмы и комедии в первый раз возглавил Юрий Любимов, он тоже был очень известным и заслуженно любимым публикой актером, а так же немного режиссером и преподавателем. Его назначили руководить непопулярным на тот момент театром, который публика обходила стороной за версту.

Почему публика театр разлюбила — трудно сказать. Руководил им прекрасный актер, Александр Плотников, которого любители кино помнят по роли Леся Звонаря в фильме "Белая птица с черной отметиной", режиссера и оператора Юрия Ильенко. Любимов сделал супер-театр, по мнению тогдашних руководителей даже излишне популярный. И поплатился за это: вынужден был, как и многие до него уехать из своей страны.

Через несколько лет он триумфально вернулся. Разумеется, сейчас, в ситуации неопределенности многие ждут его "третьего пришествия" на Таганку. Конечно, такой вариант куда более правдоподобен, чем (извините, Юрий Георгиевич), с Гошей Куценко. Но есть еще фактор Николая Губенко, последнего министра культуры СССР, а также многолетнего депутата разных уровней и общественного деятеля, руководящего "Содружеством актеров Таганки". Это в одном здании с Театром на Таганке, это и есть Театр на Таганке, но… со спектаклями несколько менее известными, чем любимовский "Добрый человек из Сезуана".

Есть блистательный актер, снявшийся во множестве фильмов, известный режиссер и театральный деятель, Вениамин Смехов, энергии которого кроме как на десятки ролей на сцене и в кино хватило еще на преподавание и написание книг. Кстати один из последних многообещающих проектов Таганки, спектакль "НЕТ ЛЕТ" — поэтическое представление, сохраняющее и продолжающее лучшие традиции Театра на Таганке ("театра поэзии") имеет к нему непосредственное отношение.

Кто бы ни возглавил театр, вряд ли кандидатура будет выбрана для сохранения "духа театра", его традиций и творческого метода. Уже был прецедент, когда после Любимова назначили Бориса Эфроса. Представителя школы Чехова и Станиславского — в Брехтовско-Вахтанговское гнездо. Поясним, что Любимов создавал не театр полутонов и многозначительности, а театр определенности и однозначности. Автор этих строк, не будучи поклонником такого рода театра, тем не менее, от всей души желает ему продолжить свои театральные эксперименты в родных стенах.

В истории московских театров бывали и другие случаи, когда театр, даже переданный от отца к сыну менялся до неузнаваемости. Так произошло, например, с театром "Сатирикон", который при Константине Райкине не стал хуже, он просто стал совершенно другим. Но стены значат много. Если как предполагается, останутся нетронутыми мемориальный кабинет Любимова и гримерка Высоцкого, то, быть может, театр сам "выберет себе" руководителя и останется собой. Пришельцы со своим уставом здесь просто не выживут. Такое много лет происходит в театре Вахтангова, теоретически может повториться и в "театре Любимова".

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"


Автор
Юрий Енцов