Первые 3D-фильмы родом из Третьего рейха

Традиционно считается, что технологию трехмерных съемок изобрели только в 50-е годы прошлого столетия в Голливуде. Однако совсем недавно известный австралийский режиссер Филипп Мора, который вот уже около сорока лет занимается историей киноискусства в нацистской Германии, случайно обнаружил пылившиеся в берлинских архивах копии двух 3D-лент.

Голливудская технология стереоскопической съемки не получила широкого распространения из-за дороговизны оборудования и сложности процесса производства фильмов. Между тем, подобная технология разрабатывалась и в СССР. В 1941 году вышел фильм "Земля молодости" Семена Иванова с объемным изображением. Но для просмотра требовался растровый экран, специальных очков тогда еще не было.

О том, что стереоскопические фильмы снимали и в нацистской Германии, причем, по-видимому, задолго до голливудских лент, мир узнал благодаря Филиппу Мора, прославившемуся как автор документального фильма "Свастика", в который вошли кадры "домашнего" видео с участием Адольфа Гитлера, отснятого Евой Браун на вилле в Баварии. В настоящее время режиссер работает над новым документальным проектом, посвященным манипуляциям пропагандистского аппарата нацистов в целях контроля над жителями Германии.

В процессе работы над картиной Мора занялся изучением архивов геббельсовского министерства пропаганды в Берлине. Там он и наткнулся на две трехмерные ленты с пометкой Raum Film (пространственный фильм). Выяснилось, что они были сняты независимой студией по заказу министерства. Для съемки, скорее всего, использовались два объектива и помещенная перед ними призма. По-видимому, ленты не пользовались большим успехом в прокате, и о них просто позабыли.

Одна из лент (обе сняты на 35-миллиметровую пленку и длятся каждая по полчаса) носит название: "Это настолько реально, что ты можешь это потрогать". В фильме речь идет о пикнике, и прямо на зрителя летят брызги от жареной колбасы… Вторая картина рассказывает о компании из шести девушек, отправившейся на прогулку в выходные.

"Качество эти фильмов просто фантастическое, — заявляет Филипп Мора. — Нацисты были помешаны на документации всего и вся и старались контролировать каждое изображение — все это было частью того, как они захватили власть над страной и ее народом".

Политическая пропаганда проникала не только в кино, но и практически во все сферы искусства нацистской эпохи, утверждают эксперты. Так, в мае 1933 года были проведены акции публичного сожжения книг на площадях университетских городов Германии. С марта 1933 года во всех округах организовывались экспозиции "выродившегося искусства", состоящие из работ, конфискованных из музеев и частных собраний: в Мангейме прошла выставка "Большевизм в культуре", в Нюрнберге — "Камера ужасов и искусстве", в Дрездене — "Искусство на службе разложения". С июля 1937 года по июль 1939 года в Мюнхене работала передвижная выставка "Дайте нам четыре года сроку", которую за два года посетило около двух миллионов человек. Более двадцати тысяч "вырожденческих" работ были заключены в спецхранилищах или проданы с аукционов. В 1938 году 4289 работ было сожжено во дворе Главной пожарной команды в Берлине… "Неблагонадежные" художники и скульпторы, не разделявшие политическую линию НСДАП, подвергались обструкции, их лишали работы и возможности демонстрировать свое искусство публике. Исключение составляли лишь вышеупомянутые идеологические акции.

Читайте также: Вагнер и Гитлер: пророчество Льва Толстого

Одновременно насаждалось альтернативное "арийское" искусство. В 1934 году на VI съезде партии в Нюрнберге была принята "Культурная программа НСДАП". В ней говорилось: "…Так как мы думаем о вечности Империи, произведения искусства тоже должны стать вечными; они должны, так сказать, удовлетворять не только величием своей концепции, но и ясностью плана, гармонией своих соотношений. Эти сильные произведения станут также возвышенным оправданием политической силы немецкой нации".

Часто, особенно на пропагандистских плакатах, использовалась военная символика тех лет: марширующие солдаты рейха, вооруженные воины, самолеты… Одной из самых распространенных у нацистов была "жертвенная" тема. Слово "жертва" (Opfer) было одним из самых любимых терминов, употребляемых Гитлером. Плакаты с изображением погибших штурмовиков призывали к мести за погибших товарищей.

Любопытно, что сам Гитлер любил рисовать пейзажи и натюрморты, а вовсе не монументальные портреты. И картины его были весьма недурны — в противовес общепринятому мнению, что фюрер был полной бездарью в живописи. Одаренность его как художника подтверждают и современные эксперты. Кто знает — быть может, пройди Адольф Шикльгрубер в свое время по конкурсу в Венскую академию художеств, куда он так стремился, судьба Германии сложилась бы иначе. Хотя, скорее всего, тогда его место просто-напросто занял бы кто-то другой…

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"