"Отдай Снегурочке девичье сердце, мама! Отдай любовь, иль жизнь мою возьми!" В 1873 году Александр Островский написал для праздника "весеннюю сказку" "Снегурочка". Малый театр тогда был закрыт на ремонт, и вся труппа перебралась в здание Большого театра. Комиссия управления императорскими московскими театрами задумала поставить что-то феерическое.
И комиссия решила занять в спектакле все три труппы — балетную, оперную и драматическую. Создать пьесу попросили Островского. Он согласился. Музыку к пьесе по просьбе ее автора сочинил молодой П. И. Чайковский. 31 марта, в день своего пятидесятилетия, писатель закончил сказку. Первое представление состоялось 11 мая 1873 года на сцене Большого театра. Чайковский очень любил свое детище. Но позднее на этот же сюжет написал оперу Н. А. Римский-Корсаков — и новое произведение полюбили зрители во всем мире. А самую первую музыку к пьесе "Снегурочка" широкий зритель не знает. Александр Николаевич Островский к опере относился очень сдержанно — ему по душе были мелодии Чайковского, искренние, родные, близкие к народным.
Сказка в стихах "Снегурочка" не похожа на все, что писал Островский и до нее, и после. Все пьесы — картинки купеческой среды. Суровые нравы. "Темное царство". "Снегурочка" — сказка, молодость, любовь, игры, песни, красота. Основой произведения стали древние русские предания и обычаи. Создатель пьесы тщательно искал размеры стихов, расспрашивал историков и археологов, перелопатил сотни книг по историческому и фольклорному материалу — даже обращался к "Слову о полку Игореве".
Он поэтически соединил сказки, легенды и песни, сумев сохранить яркость, сказочность и непринужденность сказочной пьесы — и создал этакую ярмарочную сказку для интеллигенции. Соединил жизнь с вымыслом, серьезность с театральностью, реализм с романтизмом, развлечение с глубоким смыслом. Танцы, музыка, пение — и все это без грубых трюков и превращений. Феерия удалась. Но главным в феерии остались человеческие отношения, любовь и искусство — задачей которого Островский считал нравственное воспитание.
Александр Николаевич описывает идеальную страну — царство берендеев, где жизнь радостна и безмятежна. В центре — образ идеального царя Берендея, который живет для своих подданных, за что горячо ими любим. Правильное государство, где люди живут по законам чести и совести, чтобы избежать гнева богов. Огромное значение придается красоте. Ценится красота окружающего мира, красота цветов, песен и, конечно же, девушек. Поэтому всеми любим певец Лель — олицетворение пылкости, горячности, юности всех, и молодых, и старых.
Читайте также: Революционер Берт, породивший "Таганку"
Царь Берендей — мудрость народа. Он прожил долгую жизнь, много видел и много знает. Его тревожит, что в людских сердцах появляется недоброе: "исчезло их служенье красоте… а видятся совсем другие страсти. Тщеславие, к чужим нарядам зависть". Умудренный опытом царь понимает, к чему это может привести. Он не беспокоится о деньгах и власти. Его волнуют сердца и души народа. Островский показывает идеального правителя — таким, каким видит его сам. Такая честность и порядочность, конечно, бывает только в сказке. Но идеал согревает душу человека, заставляя задуматься о прекрасном и возвышенном. О том, что духовная красота, любовь и верность намного ценнее холодной внешней красоты. Что прекрасное — это не "сосуд, в котором пустота", а "огонь, мерцающий в сосуде".
Все пьесы Островского тем или иным образом посвящены любви. Но в "Снегурочке" все преподнесено по-другому — истинна и ценна сама любовь, а не те выгоды, которые можно извлечь с ее помощью. Царство берендеев потому и процветает, что люди еще не разучились ценить и беречь любовь. Боги милостивы к нему, но если нарушить священный закон, наступит ужасное. Поэтому измена Мизгиря стала личным оскорблением всему народу. Который, в большинстве своем, ценит простые доверительные отношения — и уважает чувство собственного достоинства каждого человека.
Царь — справедливый отец. С просьбой о защите к нему обращается Купава. Приговор вынесен. Мизгирь виновен. Виновный должен быть наказан. Как? Его просто изгоняют навечно. Изгнание для берендеев — самое страшное наказание. В стране нет кровавых законов. Такое может быть только в сказке, доброй сказке. В стране нет злой воли, насилия, везде царит свобода. Право человека на личное счастье и наслаждение жизнью. Все решается народным судом сообща, поскольку все равны перед законом: "Палящий бог, тебя всем миром славим! Пастух и царь тебя зовут, явись!"
Главная героиня — Снегурочка, дочь Мороза и Весны. И в этом скрыто противоречие: от сурового отца ей достался холод сердца, от матери — тяга к людям, солнцу, песням. Снегурочка всех поражает красотой и совершенством. Семья, которая ее приняла, желает воспользоваться девушкой для личного обогащения — среди берендеев уже пустила росток жажда наживы, что так пугало царя. Мелкие люди не понимают достоинств Снегурочки, ставшей им дочерью. Для них она только средство достижения материального благополучия.
Читайте также: Японские родственники "Братьев Карамазовых"
Из-за своей холодности непохожая на остальных девушка привлекает к себе внимание. Она особенная. Непонятная и чужая. Она не понимает законов царства и вызывает ответное непонимание. Люди считают, что она должна быть как все. Понять ее, помочь ей привыкнуть к новому миру, найти свое место в нем никто не хочет. От боли, отчаяния, из желания быть принятой берендеями, жестоко обманутая Лелем, девушка забывает о предупреждении отца — и просит мать-Весну дать ей любви. Во что бы то ни стало.
Невзирая на то, что она погибнет. Ведь одно мгновенье наслаждения и радости дороже многих лет тоски. Ее горячие мольбы услышаны. Предупреждение было не напрасным: Снегурочка растаяла от лучей солнца. Берендеи считают гибель девушки возмездием за ее холодность. Создатель сказки сам соглашается с ними: Снегурочка справедливо наказана за бездушие. И вместе с народом берендеев радуется Солнцу-Ярилу, радуется жизни, воспевая гармоничную связь человека с природой.
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"