5 марта 1963 года умер знаменитый композитор Сергей Сергеевич Прокофьев. Гений от рождения, он подарил лирической музыке абсолютно новые черты, немного грубоватые, звонкие и колющие ноты которых заставляли слушателя задуматься о непостоянстве мира. Его жизнь, так же как и музыка явилась примером непостоянства, боли, страха и предательства, а он как истинный творец смог перенести ее на нотную бумагу.
21 апреля 1891 года в семье агронома и пианистки родился сын — Сергей Сергеевич Прокофьев. С юных лет у мальчика проявилась невероятная тяга к музицированию и мать с радостью взялась за его обучение. Невероятный врожденный талант Сережи поражал всех окружающих. В 9-10 лет он сочинил свои первые оперы "Великан" и "На пустынных островах". А в возрасте 13 лет беспрепятственно поступил в Петербургскую консерваторию, шокировав приемную комиссию репертуаром из четырех опер, симфонии, двух сонат и множества фортепианных пьес, написанных им собственноручно.
Несмотря на явное превосходство над своими однокурсниками, которые были на 10, а то и 20 лет старше Прокофьева, он не собирался довольствоваться тем, что есть, и постоянно совершенствовал свои навыки. Окончив в 1909 году композиторский факультет консерватории, юный гений продолжил образование по классу фортепиано, где проучился еще пять лет.
В конце 1914 года Прокофьев, выиграв приз Рубинштейна за исполнение своего концерта для фортепиано в ре миноре, был признан виртуозом. Публике открылось его самобытное дарование. В этот период руководитель знаменитой балетной труппы Сергей Дягилев заказал юному композитору балет "Ала и Лоллий", который сыграл исключительную роль в дальнейшей судьбе музыканта. Его значимость отразилась далеко не на творчестве мастера, поскольку на тот момент у него в резерве были более мощные произведения. Балет, который, кстати, не произвел впечатления на балетмейстера, стал для Прокофьева билетом в Рим.
Первые выступления молодого пианиста не произвели должного впечатления на взыскательную публику старого света. Его попытки покорить Японию и США также не увенчались успехом, поскольку заграница в те годы следовала лишь модным тенденциям, а о молодом маэстро из далекой России в те годы никто не слышал. На время оставив концертную деятельность, композитор все же остался на чужбине лелея мечты о покорении мира. Для Дягилева он написал балеты "Стальной скок", "Блудный сын", "На Днепре" и множество инструментальных и вокальных сочинений, а в 1918 году после знакомства с Каролиной Кодина-Люберой начал работу над оперой "Три апельсина", которая стала своеобразным признанием в любви к американской красотке, испанского происхождения.
После регистрации брака в 1923 году в Эттале на юге Германии, Прокофьев буквально парил над землей, выдумывая, сочиняя и каждый день, заново влюбляясь в этот прекрасный мир. Двадцатилетняя Каролина Кодина, ставшая для мужа Линой Ивановной, была очаровательна. Прекрасная певица, умница и красавица, говорившая на пяти языках, поражала своей стойкостью. Безумно полюбив Сергея, она относилась к своему замужеству как к определенной миссии, сравнивая себя с верной супругой гения эпохи барокко Анной Магдаленой Бах.
В 30-е годы музыка Сергея Сергевича была на самом пике популярности, и Прокофьевы переехали жить в Париж. Лина была счастлива, отдавая всю себя супругу, она подарила ему двух прекрасных сыновей Святослава и Олега. Их жизнь бурлила и переливалась красками, но Прокофьеву оказалось этого мало. Он хотел покорить весь мир, а для этого нельзя было забывать про своих почитателей по ту сторону железного занавеса. Композитор решил вернуться на историческую родину.
Читайте также: Вагнер — скупой рыцарь оперы
В 1936 году, приехав в СССР он сразу же получил покровительство великого вождя народов, а с ним и все привилегии советской жизни. Его любили и уважали, как истинного патриота, не поддавшегося влияниям зарубежной жизни, но вот Лина со своим характером никак не вписывалась в эти серые массы. Привыкшая к свободе Нью-Йорка, она не могла смириться с жесткими рамками "совка", и, несмотря на предостережения, продолжала общаться с иностранцами и посещать посольства, пытаясь хоть ненадолго прикоснуться к "тому миру".
Тем временем Прокофьеву запретили покидать Россию, и он как верный подданный смирился с этим. Резкое ограничение свобод сразу же сказалось на творчестве музыканта. Его дальнейшие сочинения — музыка к кинофильму "Александр Невский", оперы "Семен Котко" и "Повесть о настоящем человеке", оратория "На страже мира", кантата "К 20-летию Октября", "Здравица", "Ромео и Джульетта", "Золушка" и "Сказ о каменном цветке" начали отличаться от ранних беззаботных увертюр своей замкнутостью и лиричностью.
Весной 1921 года, когда Париж открыл для себя Сергея Прокофьева, газеты писали про его творчество следующие строки: "Стальные пальцы, стальные запястья, стальные бицепсы, стальные трицепсы… Это не музыка, а звуковой стальной трест…". После возвращения на историческую родину глубокое жерло цензуры проглотило все новаторство, некогда вознесшее Прокофьева на вершину мировой популярности. Власть народов ухватилась крепкими руками за своего гения, готовая любой ценой заставить его трудиться на благо государства.
Наибольшую опасность для вездесущих сотрудников тайной полиции представляла жена- иностранка, не желавшая расставаться с мыслями о свободе. За ней была установлена круглосуточная слежка, а в жизни композитора, как будто случайно появилась молодая обольстительница Мира Мендельсон.
В начале 1948 года в жизни семьи Прокофьевых произошло сразу три громких события, изменивших всю их дальнейшую жизнь. 15 января 1948 года, вопреки всем законам советского общества, управлением ЗАГС города Москвы был официально оформлен брак Сергея Сергеевича Прокофьева с Мирой Александровной Мендельсон. До этого события композитора несколько раз вызывали на Лубянку, где композитору популярно объяснили, что их брак с Каролиной Кодина-Люберой, по законам Союза Республик не является действительным, так как в свое время не был зарегистрирован в советском консульстве.
Месяц спустя 10 февраля 1948 года грянуло постановление Политбюро ЦК ВКП(б), заклеймившее Прокофьева и Шостаковича как формалистов, врагов народа, наносящих вред своей музыкой. НКВД и партия прекрасно понимали, что изначально напуганный, а затем прощенный гений принесет родине намного больше пользы, чем запертый в клетке соловей.
Ну и завершающим этапом ловкой игры пролетариата стал арест Лины Ивановны Прокофьевой, которой 20 февраля 1948 года было предъявлено обвинение в шпионаже, с отбыванием 20-ти летнего срока наказания в лагерях строгого режима. Единственными кто пытался побороться за свободу матери остались уже повзрослевшие к тому времени сыновья Прокофьева, однако не получив поддержки от отца они смирились.
Прокофьев, за свое послушание получил в общей сложности шесть Сталинских премий, орден Трудового Красного Знамени и звание народного артиста РСФСР. Из-под его пера вышли десятки прекрасных произведений и 9 гениальных сонат. Он творил до последнего выдоха, по случайному совпадению или по стечению обстоятельств, он умер 5 марта 1953 года, в один день со Сталиным. Отдав без борьбы свою жизнь, свою семью и веру он променял вечные ценности на благосклонность власти, показав миру свое величие и занеся свое имя в историю России. А его верная спутница, вернувшись из ГУЛАГа пережила его на 36 лет, выпустив в свет письма и "Дневники" Сергея Прокофьева, в которых он рассказал подлинную историю своей жизни.
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"