Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения знаменитого гитариста-виртуоза Андреса Торреса Сеговия, который сделал невозможное, сыграв на струнах мелодию совершенства. Он был сильным, как престол Испании, страстным, как женщины Андалусии, самоуверенным, как пикадоры Мадрида, вольным, как ветер провинции Хаэн, и гениальным, как истинный талант.
"Нет необходимости знать музыку для того, чтобы чувствовать и любить ее". (из книги Робера Ж. Видаля "Заметки о гитаре, предлагаемые Андресом Сеговией")
Андрес появился на свет 21 февраля 1893 года в Линаресе в Андалусии. Через несколько недель после его рождение семейство Сеговия переехало в провинцию Хаэн, где ребенок сильно заболел воспалением легких. Новорожденный был буквально при смерти, когда родители окрестили его и вскоре он поправился. Спустя несколько лет мальчик был отправлен на воспитание в Вилья-Карильо в бездетную семью родного дяди Эдуардо и тетушки Марии.
Оторвавшись от родного дома, Андерс сильно переживал и все время плакал. Чтобы отвлечь племянника от дурных мыслей, старый беззубый дядюшка веселил его игрой на воображаемой гитаре, приучая мальчугана отбивать при этом определенный ритм. Способности Андреса были налицо, и заботливые родственники решили нанять для него репетитора. Первые уроки игры на гитаре оказались для будущего виртуоза адской пыткой. Грубоватый скрипач Дон Франсиско Ривера, постоянно унижая и попрекая мальчика, чуть было не отбил у своего ученика всю тягу к искусству. По счастливой случайности в городке остановился гастролирующий исполнитель фламенко. Услышав его игру в таверне, Эдуардо решился выгнать нерадивого учителя и отдать талант племянника в руки бродячего импровизатора. Однако репертуар и знания артиста оказались весьма скудными, и через полтора месяца Андрес превзошел своего учителя. Занятие музыкой, бесспорно, было главным увлечением мальчика, но дядя решил отвезти его в Гранаду, где он смог бы получить хорошее образование.
В стенах института Андрес познакомился со своим лучшим другом Мигелем Сероном, который потом шел с ним по жизни рука об руку. Именно он дал ему взаймы денег на первую гитару, которая стала для Сеговии путеводной звездой в мир искусства. Огорченные тем, что племянник стал плохо учится и отдавал все свободное время нотам и струнам, дядя обещал сломать инструмент. Юноша был вынужден прятаться у соседей во дворе, импровизируя в тени виноградников.
Однажды в гостях у друзей Андрес услышал игру Габриэля Руиса де Альмодовара, которая поразила юного музыканта, и он решил посвятить свою жизнь фламенко. Мальчик изо дня в день штудировал самоучители, пытаясь подражать великим мастерам. Его энтузиазму и увлеченности не было предела. Вскоре умер дядя и это стало невосполнимой потерей для мальчика. Горечь утраты он мог преодолеть только исполняя серенады, поэтому учебники были заброшены окончательно. Андрес пытался отвлечься, заведя роман с молодой андалузской женщиной Экарнасьон, но та была вынуждена выйти замуж за другого. Тогда, оставив горькие мысли в Гранаде, юноша вернулся в отчий дом.
Читайте также: Испания: парадоры и гнездо де Голля
Радостная встреча после долгой разлуки с семьей оказалась недолгой. Иной уклад и определенные правила поведения, сделали жизнь в стенах родного дома невыносимыми и Андрес решил уйти во взрослую самостоятельную жизнь. Сняв жилье и оставшись наедине с собой, Сеговия начал посвящать все свое время творчеству. Он постоянно играл, стирая пальцы в кровь, с жадностью хватался за любую возможность прочитать новые рукописи великих композиторов, и благодаря своей новой пассии по имени Лаура научился играть на рояле.
Андрес переживал, что отличаясь от других инструментов своей мелодичностью, гитара не может издавать резких звуков, и загорелся мечтой изменить представление общества об этом струнном инструменте. В конце 1909 года благодаря помощи и поддержке друзей, Андрес Торрес Сеговия дал свой первый концерт в Художественном Центре Гранады, из которого он вышел знаменитостью. Затем по приглашению Рафаэля де Монтиса юный музыкант уехал в Севилью, где познакомился с местной артистической богемой и аристократией.
С 1910 годов Сеговия пытался реализовать себя как бард, но удача отвернулась от него. Концертные залы, в которых выступал музыкант, не заполнялись даже наполовину и он решил выдержать паузу. После творческого кризиса, Андрес начал все с чистого листа, и, взяв в руки гитару, начал активно гастролировать. Он покорил Мадрид, Париж, Рим, Буэнос-Айрес и Монтевидео. Он научился делать звук гитары громче, используя ногти в качестве медиатора. Благодаря богатому опыту, импровизации и уникальной способности чувствовать инструмент, Сеговия начал перекладывать на струны произведения таких великих авторов как Альбенис и Бах.
Его многочисленные романы и прекрасные женщины, дарили ему вдохновение, заставляя его совершенствоваться. Андрес делил сцену с самыми знаменитыми певцами и музыкантами того времени и был удостоен чести выступать перед королевой Испании Викторией. 28 июля 1938 года в поисках новых звуков, мелодий и друзей Сеговия покинул родину, вернувшись обратно лишь спустя 16 лет. За это время он успел объехать почти весь мир, ломая представление о том, что гитара не может быть сольным инструментом. В его репертуаре появились замечательные произведения, написанные его знакомыми композиторами специально для него. Он дарил свое творчество людям до самых последних дней.
"Настал момент, когда ты можешь вознаградить себя, если считаешь, что отдал все лучшее, что в тебе было". (Робер Ж. Видаль (из книги "Заметки о гитаре, предлагаемые Андресом Сеговией")
С 1950 года Андрес Торрес Сеговия занимался преподавательской деятельностью, передавая свое мастерство юным дарованиям. Его музыкальный жизненный путь растянулся на многие десятилетия. Скончался великий маэстро в возрасте 94 лет от сердечного приступа. Его творчество стало ярким примером того, как инструмент может повлиять на жизнь человека, а человек изменить представление об инструменте.
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"