Так любопытно распорядилась судьба, что в один и тот же день, правда, с разницей в пять лет, на свет появились будущие директора двух знаменитых советских музеев. 1 (14) февраля 1903 года родился Семен Степанович Гейченко, воссоздавший мемориальный музей-заповедник А. С. Пушкина "Михайловское". А в 1908 году — Борис Борисович Пиотровский — многолетний хранитель Государственного Эрмитажа. Главные хранители культурных ценностей России в своей деятельности достигли высот государственных мужей.
Поэт и "домовой"
В рассказе Сергея Довлатова "Заповедник" Семен Степанович Гейченко упомянут в ироническом ключе, как человек вынашивающий "дурацкие идеи". Он пытается создать "грандиозный парк культуры и отдыха" и "из соображений колорита" вешает на дерево цепь, которую "крадут тартуские студенты и топят в озере". Из обыкновенной липовой аллеи он пытается воссоздать "аллею Керн". "А Керн тут ни при чем. Может, она и близко к этой аллее не подходила", — подмечает герой довлатовской новеллы.
Наверное, это не просто беллетристика, и Сергею Донатовичу, работавшему экскурсоводом в Пушкинском заповеднике, можно верить. Его слова подтверждает
хранительница некрополя Ганнибалов Вера Герасимова, которая была знала Гейченко с детства и работала под его началом с 1974 года. Вспоминая Семена Степановича Гейченко в день его 110-летия, она отметила, что только сейчас может оценить то, как умело он делал своим сотрудникам "пушкинскую прививку".
"Бывало, и кричал на нас, в засаде сидел, и смотрел, кто, когда на работу приходит, — рассказала она на чтениях, посвященных хранителю Пушкинского заповедника, которые прошли 14 февраля этого года в Псковской областной универсальной научной библиотеке. — После кнута, всегда следовал самый настоящий пряник — Семен Степанович приходил к обиженным сотрудникам со сладостями и делил их с помощью считалки: "Между нами, дураками, есть один большой дурак. Раз, два, три — это верно будешь ты".
Знаменитую кличку "домовой" дала Гейченко журналистская братия, а вот молодые сотрудники за глаза называли ветерана войны, потерявшего на ней левую руку, просто, но уважительно "Семён". Традиционные пушкинские праздники поэзии, которые проходят в Михайловском в первое воскресенье июня, с 1967 года и по сей день, во многом заслуга С. С. Гейченко. Те, кому посчастливилось побывать в Михайловском в бытность там Гейченко, никогда не смогут забыть этого большого человека и их сердца навеки отданы пушкинским местам.
Наверное не случайно, что вслед за днем памяти Пушкина, который отмечается 10 февраля, идет другая дата — 14-е февраля — день рождения хранителя наследия поэта Семена Гейченко. И уже есть предложение создать в домике Хранителя в Михайловском его собственный музей.
Читайте также: Истории любви: счастье музы Пушкина
Инициалы ББ
Археолог и историк-востоковед Борис Борисович Пиотровский с детства мечтал: "работать сторожем в музее, но родители не позволили, что меня сильно огорчило. Тогда я не знал, что впоследствии стану "сторожем" самого крупного в стране музея". В ленинградскую блокадную зиму он совершил научный подвиг, написав капитальный труд "История и культура Урарту". За что в 1946 году получил Государственную премию СССР. На посту директора Эрмитажа Борис Борисович, или просто ББ, бывал крут, потому что считал -иначе нельзя с подчиненными. Крут, но говорят, справедлив.
После того как один из сотрудников Эрмитажа попал в вытрезвитель, на него оттуда пришла "телега". Проштрафившийся ожидал всего чего угодно, вплоть до увольнения. Пиотровский на глазах у служащего порвал милицейский протокол и якобы сказал: "приятно осознавать, что в нашем музее работает хотя бы один настоящий мужчина". Потомственный дворянин Пиотровский вжился в роль хозяина, который сам может снять стружку с подчиненного, но зато чужим в обиду не даст.
Читайте также: Пиотровский скрылся от прессы
Первооткрыватель древнего царства Урарту, с которого начинались школьные учебники по "Истории СССР", продолжал грезить об археологии, но сбылась детская мечта стать музейным сторожем. Помимо административной скуки, приходилось быть и дипломатом. Много шуму, и не только в северной столице, наделала в свое время пресловутая история со свадьбой дочери Григория Романова, первого секретаря Ленинградского обкома КПСС. Пиотровский открыл перед однофамильцем царя двери в Зимний дворец, хотя слухи о выдаче императорского фарфора для сервировки столов оказались только слухами.
И все-таки музей ББ сохранил вопреки всем и всяческим трудностям и козням. Нелепо сравнивать, когда легче было уберечь культурное наследие — в годы Великой Отечественной войны или после Перестройки. В каждое время трудности имеют свою специфику.