Мольер родился и умер на сцене

Известный французский драматург эпохи Возрождения Жан Батист Мольер когда-то сказал: "Многие люди умирают не от своих болезней, а от лекарств". Панацеей его жизни стал театр, он вылечил его от скуки, открыл двери в высший свет и убил в самом расцвете сил прямо на сцене. 340 лет назад он покинул наш бренный мир, войдя в историю как острый сатирик своего времени и реформатор сценического искусства.

Жан Батист Поклен, в сценическом образе носивший псевдоним Мольер, родился 15 января 1622 года в семье королевского камердинера Жака Поклена и французской буржуа Марии Крессе. Благодаря положению в обществе и связям, юность Жана Батиста прошла в достатке. Он получил хорошее юридическое образование в Клермонском колледже, однако работать по профессии лиценциата прав не стал. Мальчика с детства тянуло в театр.

Читайте также: "Царь басов" покорил мир, потеряв Россию

В поисках своего призвания Жан Батист отправился на обучение к философу-эпикурейцу Пьеру Гассенди, где завел ряд полезных знакомств в актерской среде и встретил первую любовь — молодую актрису Мадлен Бежар. Вместе с кругом единомышленников 20-летний театрал решил собрать собственную труппу и в 1643 году занял пост главы "Блистательного театра".

Однако самодеятельный храм мельпомены просуществовал чуть больше года. Скудный репертуар и любительская игра дилетантов престали приносить доход, и часть актеров просто сбежала, не желая расплачиваться по долгам. Тогда узким кругом оставшихся артистов было принято решение покинуть столицу и отправиться на заработки в провинцию. Гастроли бродячего театра затянулись почти на 12 лет. За это время лицедеи повзрослели и отточили свое мастерство, а руководитель театра сбросил с себя бремя власти и принялся за сочинительство.

Изучая местный колорит, знакомясь с новыми людьми и перенося на бумагу свои фантазии, Жан Батист открыл для себя новый мир. В 1656 году состоялся первый бенефис пред зрителями окрестных городов, после которого в 1658 году, вернувшись в Париж с новым творением "Влюбленный доктор", труппа получила уникальный шанс выступить в Лувре. Представление чрезвычайно понравилось королю Франции и Наварры Людовику XIV, после чего комедианты стали регулярно выступать при дворе.

Ровно через год общественное призвание получил фарс "Смешные жеманницы", в котором автор умело высмеял жеманность и вычурность манер. После этого в жизни Мольера началась череда взлетов и падений. Поставленные им комедии вызывали бурю эмоций, развлекая простой народ и порождая недовольство высшего класса. "Дон Жуан" написанный в 1665 году, вызвал резонанс в обществе, когда министры и советники Людовика увидели в неотразимом обольстителе женщин, попирающем законы божеские и человеческие, своего собственного короля. Зато пьеса "Сганарель, или Мнимый рогоносец", описывающая тему супружеской неверности, глубокие психологические драмы "Школа жен" и "Школа мужей" и комедийный балет "Мещанин во дворянстве" завоевали любовь публики.

Злободневные сценарии рекой лились из-под пера Мольера. Ослепленный славой и оглушенный успехом, он творил, несмотря на цензуру, провоцируя общество, наживая врагов и испытывая терпение монарха. После показа остросоциальной комедии "Тартюф", обличающей пороки не благочестивых священников, против прозаика возник настоящий заговор. Священники уверяли, что Мольер занимается святотатством, а министры и вовсе обвинили его в порочной связи с юной Армандой — дочерью Мадлен. Эта история много лет спустя была подробно описана в произведении Булгакова "Кабала святош"; выдумка ли это или истинная биография Мольера до сих пор остается загадкой.

Но, несмотря на все свои колкие произведения, Мольер оставался гением комедийного жанра. Он был не просто постановщиком громких пьес, высмеивающих реалия того времени, а титаном мысли, обличившем в одном действии человеческие пороки, лицемерие, ложь и алчность.

Свои последние дни, как и всю свою жизнь, Мольер отдал сцене. Безнадежно больной туберкулезом, он продолжал выходить на сцену в качестве актера. 17 февраля 1673 года во время спектакля "Мнимый больной" у него случился приступ, который артист мастерки выдал за игру, чтобы не сорвать представление. Спустя несколько часов Мольер скончался без исповеди и покаяния.

Похоронить драматурга удалось только благодаря покровительству Людовика XIV. Несмотря на авторитарную власть, даже король не смог обойти церковные каноны, и погребение прошло поздно ночью в части кладбища, отведенной для незаконнорожденных. В 1792 году его останки были преданы в Музей французских памятников, а в 1817-м перезахоронены на кладбище Пер Лашез в Париже.

Читайте также: Вагнер — скупой рыцарь оперы

Многие русские прозаики считали Мольера первым оппозиционером своего времени. В России его последователями были такие известные личности, как Сумароков, Княжнин, Капнист, Крылов, Фонвизин и Грибоедов. В общей сложности французским комедиантом было написано около 40 произведений, некоторые из которых были безвозвратно утеряны, но большинство из них вошли в наследие мировой классики и по сей день инсценируются на театральных подмостках.

Многочисленные опусы, посвященные жизни Мольера, весьма разносторонни и довольно скупо отражают его истинные представления о настоящем творчестве. Одни признают его гением острого словца и комедиантом, другие считают развратником и безумцем. Сложно описать, кем был Жан Батист Поклен на самом деле. Однако можно с уверенностью сказать, что именно он дал толчок абсолютно новому искусству, призывая не бояться говорить правду, даже если она не всем удобна.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"