Диву даешься, насколько изменилась поп-музыка за время ее существования, начиная с появления этого понятия в 1926 году. Это касается и подачи материала, и стиля, и технологий, и оборудования, и распространения музыки и способов раскрутки музыкантов. И, не меньше, а то и больше, поисков финансирования на все вышеозначенные процедуры и операции.
Разумеется, одним из главных современных инструментов всего этого является интернет. Тут есть приложения звукозаписи, и сайты с музыкальным контентом, и слова, и аккорды, и ноты любой песни, и возможности рассказать о себе, выложить свою песню, выйти на связь с промоутерами. Одно из последних, фактически, революционных нововведений — так называемый краудфандинг.
Читайте также: Слава через интернет: цинизм, пошлость, трэш
Краудфандинг — это система сбора денег или других ресурсов на реализацию проектов путем коллективного сотрудничества людей, которые никогда не видели друг друга и живут в разных концах мира. Считается, что корнями эта система уходит в 1997 год — тогда поклонники прог-роковой группы Marillion финансировали их тур по США именно таким образом. Впрочем, можно углубиться в историю еще дальше: в 1884-м деньги на постамент для Статуи Свободы собирали по схеме, схожей с современным краудфандингом.
Эта система работает, есть соблюдаются несколько первостепенных правил. Во-первых, автор проекта должен четко подсчитать, какая сумма ему понадобится. Если ее не удается собрать, проект считается неудавшимся и деньги возвращаются владельцам. Во-вторых, всем, принявшим участие, обещается что-то взамен: диск будущего альбома, какие-то дополнительные призы, автографы, что-то еще. Фактически, слушатель приобретает альбом любимой группы еще до окончания записи.
Первым американским краудфандинговым сайтом читается созданный в 2001 году Artist Share. Наиболее успешной западной платформой на данный момент является сайт Kickstarter, основанный в 2009 году и к осени 2012 года запустивший уже более 70 тысяч проектов, многие из которых действительно работают.
Российская версия Rolling Stone ссылается на печальную историю жизни саксофониста Джузеппи Логана, который начинал одновременно с гением джаза Джоном Колтрейном, после чего исчез из виду на 30 лет. Бездомного и нищего, его нашел продюсер Эд Петтерсон, который успешно собрал при помощи краудфандинга деньги на запись альбома Логана.
Разумеется, далеко не все проекты заканчиваются удачей — даже самым успешным музыкантам приходится признавать поражение. Например, у Бьорк не получилось собрать нужную сумму. Правда, ее проект отдает странностью (впрочем, как и все ее творчество) — собрать 590 тысяч долларов за месяц, чтобы переиздать свой последний альбом в виде приложений для Android и Windows 8.
В России эта система только начинает приживаться, во многом благодаря деятельности проекта Planeta.ru, в создании которого принимали участие музыканты групп "Би-2", "Гости из будущего", "Лакмус". Этот проект появился совсем недавно — в июне 2012 года, и многие музыканты, в том числе такие группы "Пилот" и "Ундервуд", устраивают там свои акции и предлагают поклонникам принять непосредственное участие в сопродюсировании альбома. На этом же сайте появились переводы американской "Библии краудфандинга" — подробное объяснение того, как начать свой проект, что для этого нужно, как это модерируется и как убедиться, что деньги действительно пойдут на запланированные цели, а не на карманные расходы "звезд".
Одной из первых схему опробовала группа "Animal Джаз", главные герои современной альтернативной сцены.
"Это новый вид отношений, которых раньше я, честно говоря, побивался", — говорит в видеообращении вокалист группы Александр "Михалыч" Красовицкий. На данный момент акция закончена, и музыканты глазам своим не верят — собранная сумма значительно превышает запланированную.
Краудфандинг касается не только записи альбома — на Planeta.ru есть проекты, посвященные спасению мельницы на реке Куртунке, открытию музея Бродского в коммуналке, в которой он жил до эмиграции, приобретение средств по уходу за пациентами для одной из челябинских больниц и многое другое.
Некоторые молодые музыканты, видимо, по неопытности, предпочитаю заниматься не краудфандингом, а чистой воды попрошайничеством — мол, шлите деньги на такой-то интернет-кошелек, мы на них запишем альбом. Такие проекты никак не связаны с понятием бизнес-планирования и даже требуемая сумма в них не обозначена — а это одно из главных условий создания проектов краудфандинга. Обычно они кончаются ничем, и группа так ничего и не записывает.
Впрочем, к этому же способу время от времени пытаются прибегать и известные музыканты. Ввиду болезненной ситуации в России, связанной с пиратством, а также со стоимостью музыкальной продукции, "родные" издания которой среднестатистический российский меломан редко может себе позволить, не говоря уже о скудном ассортименте продолжающих закрываться музыкальных магазинов, отечественные исполнители всеми силами пытались "договориться" со слушателями. Те же "Animal Джаз", или, например, ДДТ предлагали поклонникам заплатить за скаченный альбом любую сумму, перечислив деньги на веб-кошелек. По словам уже упомянутого Александра Красовицкого, затея провалилась.
В декабре 2012 года в России начал работать iTunes Store — музыкальный онлайн-магазин, позволяющий закачивать музыку себе на компьютер или смартфон, заплатив небольшую сумму. Песня стоит обычно не дороже 19 рублей, альбом — 149. Цены в два раза ниже, чем за аналогичную продукцию в США, хотя библиотека пока насчитывает намного меньше наименований. Такая схема оплаты действительно лояльна к меломанам — в конце концов, лишний доллар-другой найдется у каждого, к тому же отношение к песне, за которую заплатил, будет совсем другое. Поможет ли эта система в борьбе с пиратством? Увидим в ближайшем будущем, пока какие-либо выводы делать рано. Можно только сказать, что россияне им пользуются — вопрос только в том, насколько их много.
Возможно, благодаря iTunes и краудфанингу проблема с пиратством действительно начнет потихоньку решаться. Первый позволит меломанам хотя бы иногда платить за музыку по чуть-чуть, а последний поможет артисту и слушателю заочно найти общий язык. Огромный плюс краудфандинга заключается, как уже было сказано, в том, что он касается не только музыкальной индустрии.
Читайте также: Первый стриптиз обернулся скандалом
Все наверняка слышали историю о жителях Костромской области, которые на собственные деньги отремонтировали мост, которые отказывались ремонтировать власти, сославшись на отсутствие средств в казне. Чиновники утверждали, что на реконструкцию "по всем правилам" уйдет более 13 миллионов рублей. Местным жителям хватило 300 тысяч.
То, что сделали они — почти краудфандинг, хотя это англицизм вряд ли употреблялся ими в процессе сбора средств. Однако подобные акции доказывают, что с помощью этой системы все проблемы можно решить своими силами. Ввиду того, что на властные структуры в настоящее время зачастую рассчитывать не приходится, это и правда хорошая новость.
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"