Каждый музыкант хочет, чтобы его услышали. Кто-то ставит главным приоритетом деньги, кто-то — возможность выступать на крупнейших площадках, кто-то — все вместе. А играть для себя и писать в стол — перспектива не из приятных. Казалось бы, что проще? Интернет в помощь. Только тут свои правила: ценятся шутки и дурачества — а прочее под вопросом.
С появлением и развитием интернета у молодых музыкантов появилось гораздо больше возможностей для распространения своего творчества: казалось бы, все пути открыты — выкладывайте видеоролики на Youtube, будь то качественные клипы или записи с репетиций, создавайте собственный сайт, страничку на Myspace или хотя бы группу в социальных сетях, пишите о себе в блогах. Теоретически, каждый из 2 с лишним миллиардов пользователей всемирной паутины может наткнуться на информацию о начинающем коллективе.
Читайте также: Первый стриптиз обернулся скандалом
На деле все не так просто. Для этого достаточно взглянуть на то, кто именно из персон, имеющих отношение к музыке, стал популярным благодаря интернету за последнее время.
Вспоминая последние несколько лет, на ум сразу приходят имена Николая Воронова и Валентина Стрыкало. Первый известен, в первую очередь, хитом "Белая стрекоза любви": очкастый безголосый юноша из тех, кому всегда доставалось в школе, с серьезном лицом и не попадая в ноты поет песню о "любви". У видеоролика, снятого одним планом в неком актовом зале, на данный момент более 1,2 миллиона просмотров.
Ажиотаж вокруг "певца" рос, его стали активно добавлять в друзья в социальных сетях, даже позвали на Первый канал. Разумеется, никто не относился к нему серьезно. Все это было одной большой шуткой, которая переросла в нечто большее: когда на концерт артиста "прикола ради" идут полторы тысячи человек, это уже не шутка, а серьезный бизнес. Плюс в том, что сейчас Николая Воронова стало в Сети гораздо меньше. Минус — количество подобных деятелей культуры, творящих в стиле "трэш-поп", продолжает увеличиваться.
Кстати, пару слов о трэш-попе. Трэш — от английского trash — мусор, отбросы. Не следует путать с созвучным в русском языке, но в английском пишущемся иначе thrash ("молотить"), имеющим отношение к экстремальной тяжелой музыке. Если в двух словах, трэш-поп — это популярная музыка, авторы которой не относятся к творчеству серьезно, не пытаются поведать людям то, то они чувствуют, рассказать о темной и светлой сторонах жизни. Они просто поют песенки, которые вы можете поставить в шумной компании и вместе "поржать". Причем нужно понимать грань между нормальным "веселым" творчеством и тем, чем заняты деятели этой ветви шоу-бизнеса. Последним важно как можно сильнее вылезти за рамки пошлости, именно этим привлекая массового слушателя.
Валентин Стрыкало (настоящее имя Юрий Геннадьевич Каплан) появился примерно в одно время с Вороновым и начал с интернет-обращений к Малежику, Тимати, Максим и другим разноплановым звездам. В одном из первых — к Билану — украинский парень с серьезным лицом исполняет песню с текстом "все решено, мама, я гей". На данный момент 1,7 миллиона просмотров на Youtube. Дальнейший путь — только в гору: клипы, телевидение, первый полноценный альбом с группой.
Нельзя не упомянуть одного из "последних героев" трэш-попа Александра Пистолетова, который вывел идею распространения собственной популярности через интернет на качественно новый уровень безумия и пошлости. Певец души и тела (как он сам себя называет), Пистолетов выпустил несколько клипов, в которых под дискотечные аранжировки самого низкого сорта начитывает стишок, либо напевает песенку, будучи при этом голым. Фоном обычно идет какой-то уже отснятый пейзаж. Однажды это были фрагменты из фильма "Пираты Карибского моря". "Что это за ужас! Уберите его с глаз долой", — где-нибудь в параллельнойвселенной отреагировали интернет-пользователи, а в нашей стали сбрасывать ссылки друзьям и приглашать "певца" на корпоративы.
Читайте также: Приговор человечеству обжалованию не подлежит
Некоторые из отечественных музыкантов, начавших путь с интернета, впрочем, делают и серьезную музыку, которая не сводится к затянувшейся на долгие годы сальной шутке.
Нельзя не вспомнить Петра Налича, который в 2007 году выложил в сеть самодельный клип "Гитар", представляющий собой снятое на любительскую камеру милое дуракаваляние на даче в Подмосковье. К настоящему моменту видео посмотрели более 5,8 миллиона человек. Петр стал одним из первых "серьезных" российских музыкантов, чья популярность стала расти именно благодаря сети.
О Наличе стали говорить еще до того, как он начал давать интервью и играть концерты, собрав "Музыкальный коллектив Петра Налича". Позже к нему пришло все это — концерты в Москве на крупнейших клубных площадках, в том числе в почившем Б1 и Arena Moscow, Евровидение (на котором он смотрелся белой вороной в виду отсутствия присущей большинству участников конкурса мегаломании), возможность записывать альбомы на качественной аппаратуре. Почти в самом начале карьеры Налич выпускает концертный DVD. Поскольку выпуск такого релиза и его съемка — дело затратное, можно констатировать факт успешной музыкальной карьеры артиста.
В карьере Петра Налича есть один непонятный момент: как так получилось, что "Гитар" посмотрели все эти люди, что их заставило это сделать? Многие связывают популярность артиста с именем Ильи Переседова — известного блогера, в свое время открыто призвавшего "пиарить" Налича. К раскрутке певца подключился другой известный интернет-деятель Антон Носик, возглавлявший на тот момент медийную группу СУП и устроивший бесплатный концерт Налича для пользователей Сети.
Некоторые видят в этом подвох, хотя доподлинно неизвестно, чем руководствовались блогеры — финансовый выгодой, либо искренней симпатией к творчеству Налича. А симпатия эта была бы вполне оправдана — в отличие от деятелей трэш-попа, Налич действительно хорошо поет (уже став успешным, он несколько раз давал концерты с оперными номерами и романсами), его творчество необычно и как минимум заслуживает внимания.
Петербуржец Игорь Растеряев, чей клип на песню "Про комбайнеров" 2010 года, снятый на мобильный телефон, взорвал интернет всего за несколько дней, также благодарит ведущих российских блогеров за помощь. Растеряев, засветившийся в ряде российских сериалов и лауреат всероссийского конкурса эстрады 2006, фактически возродил забытый широкому жанр песни под гармонь, причем и среди молодежи, которая, вероятно, видит в его творчестве тоже что-то смешное.
Читайте также: Японские родственники "Братьев Карамазовых"
Таким образом, можно с грустью констатировать, что творчество молодого коллектива или исполнителя станет известным широкому кругу людей в том случае, если они смогут удовлетворить одну из главных потребностей людей — весело посмеяться. О качестве речь не идет ни в коем случае — это все второстепенно. В мире существует огромное количество веселых песен — чего стоят, например, ирландские песни, которые стали визитной карточкой многих пабов по всему миру. Но, судя по всему, тем, кто пытается реагировать на враждебности среды, превращаясь в упертых циников, недоступна такая радость.
Тем же исполнителям, которые хотят донести до людей действительно интересные вещи, остается надеяться на поддержку самых читаемых блогеров страны, либо обращаться в пиар-агентства, специализирующиеся на интернет-рекламе. Либо просто опустить руки, скомкать мечту, забросить ее трехочковым броском в урну и заняться чем-то другим.
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"