Наряду с каноническими иконами, такими как Спас Нерукотворный, Казанская, Владимирская или Тихвинская иконы Божьей матери, образы святых Николая, Пантелеймона, сейчас можно увидеть новые, совершенно неожиданные. Например, "Спас чернобыльский", на котором, помимо Спасителя, Девы Марии и Архангела Михаила, изображены ликвидаторы в противогазах.
На недавно прошедшей конференции "Церковное искусство в современном обществе", организованной межвузовским иконописным советом, можно было услышать о такого рода экспериментах в иконописи. Вот, например, на Украине перед чемпионатом мира по футболу появилась икона Божья матерь дары приносящая с… футбольным мячом.
"Всевидящее око" — распространенный образ в Православии, но некоторые современные художники от слова "худо" вдохновляются не древними образцами, а не иначе как фильмом "Властелин колец". А какой-то горе иконописец простодушно написал икону под названием "Мытари и фарисеи", не подумав: а нужно ли поклоняться этим отрицательным персонажам священного писания?
В Полушкино Московской области появились любопытные храмовые росписи, больше напоминающие "Окна Роста" Маяковского. Под Санкт-Петербургом сделали фреску "Царственные мученики", посвященную семье Романовых. Поняв все буквально, художник нарисовал им голубую кровь, текущую из ран.
Некоторые новые церкви, с легкой руки батюшек руководствующихся своим вкусом, больше напоминают огромные кондитерские изделия — яркие, разноцветные. Для настоятелей главное, чтобы было "радостно и весело". А просвещенные искусствоведы отчего-то называют это китчем. Порой современные православные храмы больше напоминают индийские храмы. Понятно, что "Хинди Руси бхай бхай", но не до такой же степени.
Читайте также: Прп. Серафим Саровский: У каждого свой путь
Вот что рассказал по этому поводу декан факультета церковных художеств Православного Святотихоновского богословского университета, старший научный сотрудник Музея имени Андрея Рублева, протоиерей Александр Салтыков:
"От церковного искусства очень многое зависит в воспитании общества. Ведь искусство учит — такой канон был принят на YI Вселенском соборе. Тот, кто взял на себя обет следовать по стопам Иисуса Христа в святом крещении, взял на себя и ответственность. Наряду с церковным искусством, существовало и внецерковное искусство, и искусство еретиков. Они совершенно иначе представляют себе образ Христа. В догматическом здании церкви искусство нераздельно. В начале было Слово, Святая проповедь. Церковь очень осторожно относится к новациям. Новое появлялось, рождаясь вместе с новыми историческими этапами…"
Екатерина Шеко, заведующая кафедрой Православного Святотихоновского богословского университета изучила западный опыт:
"Сейчас границы открыты, можно наблюдать то, что происходит в других странах и конфессиях. Мы долго жили за "железным занавесом" многое казалось издалека заманчивым и прекрасным. Сейчас настала пора осмысления.
Католический мир в прошлом году праздновал 50-летие Второго и последнего на данный момент ватиканского собора. Открывавший его Папа Иоанн XXIII заявил, что целью собора является обновление церкви, ее разумная реорганизация, чтобы она могла продемонстрировать свое понимание изменений в мире. Результатом собора должна была стать открытая миру церковь. В католической церкви возможно и даже рекомендовано использование любых форм современного искусства. У католиков был учрежден институт инспекторов по творчеству, имеющих больше власти, чем духовенство.
Читайте также: "Амнистируют" ли Мартина Лютера?
Важнейшую роль во внедрении решений собора сыграл покойный Папа Иоанн-Павел II, бывший вдохновителем и редактором многих резолюций собора. Католическая церковь за время его папства была радикально модернизирована. Она хотела стать понятнее миру, но оказалось, что эти уступки — освободили общество от традиционных принципов морали и поставили церковь на грань, за которой ей придется уже отказаться и от евангельских истин.
Нынешний Папа Бенедикт XYI опасается этого, но его подталкивают радикалы. Он считает, что церковь оказалась в положении христиан первых веков. В Православии пока еще дела обстоят лучше, во многом благодаря традиционно архаичному мышлению мирян, не столь "раскрепощенных" как на Западе. Но стремительность интеграционных процессов заставляет нас задуматься об изучении негативного опыта…
Католические иерархи хотели, чтобы "верные" общались со всеми прочими и понимали их. Но в результате такого взаимопонимания "верных" — становится все меньше и меньше. Католические храмы закрываются, а их стены становятся местами сбора всевозможных сектантов и иноверцев. Для того чтобы этого не случилось в России, необходимо бережней относиться к своим традициям. Изучая чужую экзотику, не надо забывать про свое родное".
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"