Социальное расслоение и вызванная им разобщенность между элитами и основной массой обездоленных граждан во всём мире достигли угрожающих масштабов. Постепенно к осознанию нетерпимости такого положения дел приходят и сами богачи. Ведь лучше отдать часть "нажитого непосильным трудом" добровольно, чем потерять всё. Политикам, стоящим у руля власти в различных странах мира, также пора осознать, что невозможно стимулировать развитие экономики там, где в полном игноре социальная справедливость и солидарность.
Недавно случилось из ряда вон выходящее событие: группа очень состоятельных людей из США и других стран (более 80 человек), называющих себя "Миллионеры за человечество", в открытом письме призвала правительства своих стран повысить налоги для богатых во имя борьбы с пандемией и её последствиями. Среди подписантов такие известные люди, как:
"Миллионеры за человечество" хотят, чтобы им повысили налоги "немедленно, существенно и перманентно" во имя тех несчастных, кого кризис массами загоняет в нищету, кто не имеет доступа ни к здравоохранению, ни к образованию. Судя по письму, миллионеров замучили угрызения совести. Они чувствуют себя "в огромном долгу перед людьми, находящимися на передовой этой глобальной битвы", прежде всего, работниками здравоохранения, которые идут на риски за весьма скромное вознаграждение.
"Проблемы, вызванные COVID-19, не могут быть решены благотворительностью, какой бы щедрой она ни была, — сказано в письме. — Руководители правительств должны взять на себя ответственность за сбор необходимых средств и их справедливое расходование. Мы должны восстановить равновесие в нашем мире, пока не поздно. Так, пожалуйста, обложите нас налогом. Интересы человечества важнее наших денег".
Между прочим, это не первый случай подобного рода. В январе этого года, перед очередным заседанием Всемирного экономического форума в Давосе, появилось письмо группы "миллионеров-патриотов", в котором лоббировалось повышение налогов для самых богатых в США. В частности, в списке подписантов были известные филантропы Элпет Гилмор, Джозеф Мейлман и даже один из наследников семьи Рокфеллер. Большую озабоченность у них вызывает "крайне дестабилизирующее неравенство", концентрация всех богатств у кучки миллиардеров при отсутствии всякого улучшения жизни беднейшей половины человечества.
Напряженность, вызванная неравенством, низкий уровень социального доверия и сплоченности, по мнению "миллионеров-патриотов", усугубляют напряженность в отношениях между странами. В этих условиях мировое сообщество определенно окажется бессильным перед лицом "надвигающейся климатической катастрофы", которая не пощадит и богатых.
"Люди, которые отвергают эту истину, — считают "миллионеры-патриоты", — представляют двойную угрозу как для климата, так и для самой демократии. Поскольку те, кто стремится избежать своей налоговой ответственности, часто являются теми же, кто манипулирует правительствами и демократическими процессами во всём мире ради своей собственной выгоды".
В общем-то, можно сказать, что вирус уклонения от налогов в международном масштабе стоит в одном ряду с коронавирусом COVID-19 по разрушительному потенциалу и наносимому ущербу. Уклонение от уплаты налогов достигло эпидемических масштабов. Как показывают исследования, по меньшей мере 8 трлн долларов, то есть около 10 % мирового ВВП, спрятаны в налоговых убежищах. Эксперты МВФ утверждают, что из $40 трлн прямых иностранных инвестиций (ПИИ) $15 трлн являются фиктивными, то есть вкладываются в компании-пустышки за рубежом. Значительная часть фиктивных ПИИ сосредоточена в таких традиционных налоговых убежищах, как Люксембург, Нидерланды, Гонконг, Британские Виргинские острова. Доходит до абсурда: объём ПИИ в Люксембург с населением 600 тысяч человек составляет $4 трлн в год, что даёт $6,6 млн на одного человека. За последние 35 лет в среднем в мире налог на прибыль корпораций снизился с 49 % до 24 %.
Экс-председатель МВФ Кристин Лагард или глава Apple Тим Кук делали заявления в том плане, что существующие глобальные налоговые правила сильно устарели и требуют пересмотра. Однако робкие попытки одних сделать это наталкиваются на стену непонимания со стороны других.
Например, ряд европейских стран желает ввести "цифровой налог" на IT-гиганты, но против этого решительно выступает Вашингтон, так как будут задеты "шкурные интересы", прежде всего, американских компаний. Министр финансов США Стивен Мнучин даже лично выразил свою озабоченность по этому поводу Анхелю Гурриа, генеральному секретарю ОЭСР, которая занята разработкой рамочного налогового соглашения для входящих в организацию богатых стран.
Результат, как говорится, налицо: по словам исследователей Oxfam, около 2000 миллиардеров в мире имеют больше богатств, чем 60 % населения планеты.
А как же в этом плане обстоят дела в России? В ответ на вопрос об отношении Кремля к вышеназванным инициативам пресс-секретарь президента Дмитрий Песков поспешил успокоить общественность: мол, в России они уже реализуются. Справедливости ради стоит отметить недавние решения президента Владимира Путина об установлении налога за вывод дивидендов в офшоры на уровне 15 % и о повышении налога на доходы физических лиц для тех, кто получает более 5 млн рублей в год, с 13 % до 15 %. По оценке властей, повышенная ставка НДФЛ даст бюджету дополнительно 60 млрд рублей, что не дотягивает даже до $1 млрд. Скромненько, но утешает, что эти средства будут целевыми: их намечено направлять на нужды здравоохранения и, прежде всего, на лечение детей с тяжелыми, редкими заболеваниями.
Надо сказать, что не все так благодушно воспринимают ситуацию, касающуюся пропасти между богатыми и бедными в России, как это видится с высот кремлевских башен. ВВП на душу населения у нас меньше, чем даже в странах бывшего соцлагеря, Прибалтике и Турции. Идеальный шторм (пандемия, низкие нефтегазовые цены и предшествовавшая 7-летняя стагнация), от которого страдает российская экономика, грозит существенно пополнить ряды бедных (в начале года их было 18 млн человек).
Так, академик РАН Роберт Нигматулин выдвинул идею о том, чтобы российские миллионеры (патриоты) — а это 1 процент населения страны — "добровольно приняли хотя бы на четыре месяца прогрессивный налог в пользу ФНБ". Это позволило бы добавить ФНБ 2 триллиона рублей. "Хотя бы 1 триллион", — заявил академик.
Но вообще, конечно, дело не только в налогах. Рыночная модель экономики демонстрирует признаки своего исчерпания и требует глубокой трансформации, а то и смены парадигмы развития, считает другой ученый, президент Вольного экономического общества Сергей Бодрунов.
Экономика в России должна выстраиваться снизу вверх, она должна быть солидарной, а её эффективность должна измеряться не в прибылях, не в наживе, а в самочувствии людей, их моральном и физическом здоровье. Пока наша модель экономики будет обслуживать интересы группы олигархов, ориентированных на Запад, она так и будет работать не на развитие, а вхолостую.