Первый в истории визит короля Саудовской Аравии в Россию, судя по всему, можно считать успешным. Заключено множество контрактов в самых различных областях - от оружейных до культурных. Каковы перспективы их реализации?
Вопрос отнюдь не праздный. Дело в том, что первая попытка наладить российско-саудовское сотрудничество была предпринята 10 лет назад, когда президент РФ Владимир Путин посетил Эр-Рияд. Принимал его предшественник царствующего монарха король Абдалла, который наградил российского лидера высшей саудовской наградой - Орденом имени короля Абдельазиза.
Тогда тоже было подписано много соглашений, весьма схожих с нынешними. Но дальше подписания дело не пошло. Ни по одному из этих документов. Так можно ли полагать, что предпринимаемая сегодня вторая попытка подружить Москву с Эр-Риядом окажется более успешной?
Нужно определиться с критериями успеха. Что нам нужно в идеале? Стремимся ли мы вооружить саудовскую армию нашим оружием? Получить военные базы на саудовском побережье в Красном море и Персидском заливе? Или мечтаем о многомиллиардных инвестициях? Рассчитываем в союзе с саудитами управлять мировым нефтяным рынком? Или надеемся на широкий допуск российских компаний к саудовским тендерам и приватизационным сделкам?
Уверен, что в идеале Москва хотела бы получить всё перечисленное. Но к реальности это не имеет никакого отношения.
Наиболее реальные цели, скорее всего, гораздо скромнее. И сводятся они к тому, чтобы добиться места, позиций, "форпоста", если угодно, в Персидском заливе - в военно-политической и экономической сферах.
К этому региону РФ стремится уже очень давно. Еще в XIX веке императорское правительство искало возможности закрепиться здесь. Частично это удалось - через Иран, где русские смогли занять весьма прочные позиции. Но на арабский берег Залива проникнуть не удалось.
После революции большевики снова предприняли попытку: Советская Россия была первым государством, признавшим только что возникшее Королевство Саудовская Аравия. Между странами были установлены дипотношения. Тогда Москву посетил один из сыновей основателя КСА принц Фейсал, ставший через несколько десятилетий королем. Но очень скоро связи были прерваны.
Будущий король Саудовской Аравии Фейсал ибн Абдель Азиз ас-Сауд (Москва, 1932)
Пришлось ждать крушения Советского Союза, пока не наступило потепление. Российский президент впервые посетил КСА, однако прорыва не произошло.
Прошло еще десять лет, и случилось очередное "впервые" - визит короля Саудовской Аравии в РФ. Так выйдет ли из этого толк? Сможет ли Россия установить нормальные регулярные отношений с Саудовским королевством и его соседями? И сможет ли она поступательно развивать и расширять эти отношения, закреплять свои политические и экономические позиции в регионе? Что нужно сделать, чтобы нынешняя попытка не сорвалась, как все предыдущие?
Для этого есть веские предпосылки. Во всяком случае, очень хотелось бы в это верить.
Самое главное и существенное - это позиции, буквально завоеванные Россией в Сирии. Наши действия там доказали принципиально важную вещь, а именно: Россия - серьезный игрок и не бросает слов на ветер.
Не менее важно и бесспорное умение России налаживать контакты и вести диалог с максимальным числом конфликтующих сторон.
Наконец, Сирия показала и преимущества российского оружия.
Как мы можем сегодня видеть, это было необходимым условием для начала развернутого диалога Москвы с арабскими странами Залива, включая и саму КСА. Сирия обусловила их интерес к России. Для нас приоткрыли дверь, ведущую на арабский берег Персидского залива.
Но было бы недальновидно полагать, что дело уже в шляпе. С нами начали разговаривать, нас начали слушать, нам начали предметно излагать свои позиции и пожелания. Значит, мы стоим на пороге следующего этапа - этапа, в ходе которого будет необходимо подтвердить и закрепить свои позиции, после чего - приступить к созданию действительно долгосрочной базы своего присутствия в регионе и разностороннего взаимодействия с игроками - местными и внешними, среди которых и США, и Китай, и Британия, и Индия, и ЕС. И борьба здесь предстоит не на поле боя (там-то мы знаем, на что способны), а в жесточайшей конкуренции.
Нам необходимо очень четко продумать стратегию конкурентной борьбы с державами и компаниями, имеющими гигантский опыт присутствия на местных рынках, владеющими всеми приемами работы от маркетинга до подкупа, располагающими кадрами высочайшей квалификации. При этом нужно отдавать себе отчет в том, что Россию, российские компании, российские товары и услуги здесь никто не ждет, и нам будет противопоставлена целенаправленная и скоординированная система противодействия.
Поэтому к достигнутому пока Россией на Ближнем Востоке следует относиться как к первым шагам. Настоящая игра только начинается. И только по итогам начинающегося второго этапа этой игры - если эти итоги будут - можно будет судить об эффективности и результативности российской региональной стратегии.
Читайте статью на английской версии Pravda.Ru