Необратимый обвал всей системы отношений между Россией и ЕС пришелся на годы, в которые главой представительства Европейского союза в нашей стране был Вигаудас Ушацкас. Литовский дипломат в интервью "Коммерсанту" высказал ряд личных соображений о том, что можно и нужно было бы сделать в ходе его миссии, которую невозможно назвать успешной.
Ушацкас мало говорил о том, какой ему увиделась и запомнилась Россия, какие чувства вызывали люди, с которыми ему приходилось встречаться — по работе и не только. Успевший до этого поработать послом в Вашингтоне и Лондоне, министром иностранных дел Литвы и спецпредставителем ЕС в Афганистане, дипломат предпочел увезти русскую тайну с собой в Вильнюс, а российским читателям оставить напоследок развернутый трактат об Украине.
Дело не только в том, что украинский кризис стал причиной, поводом или проявлением развала отношений России с ЕС. Здесь присутствует и более личный фактор: Ушацкас является активным пропагандистом "Восточного партнерства" — внешнеполитической программы Евросоюза, нацеленной на втягивание Украины, Молдавии, Азербайджана, Армении, Грузии и Белоруссии в сферу влияния ЕС.
Ключевой момент генезиса этой затеи пришелся на созванный в 2013 году Вильнюсский саммит "партнерства". На нем планировалось парафировать соглашение о зоне свободной торговли с Молдавией и подписать соглашение об ассоциации Украины с Европейским союзом. Присутствовавшие также лидеры Грузии и Молдавии парафировали договоры об ассоциации с ЕС, Армения воздержалась от такого шага.
Что же касается Украины, то президент Виктор Янукович вольно или невольно попал в самое сердце авторов этого плана по укреплению позиций ЕС в Восточной Европе, подрыву влияния России в субрегионе и дезинтеграции постсоветского пространства, когда предложил пригласить на саммит Россию. Тогдашний глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу с негодованием отверг это предложение, хозяйка саммита — президент Литвы Даля Грибаускайте заявила: "Никаких сделок или сговоров с этим украинским руководством ЕС точно практиковать не будет", а председатель Европарламента Мартин Шульц заявил, что договор с Украиной будет подписан со следующим президентом. Буквально сразу же после этого скандала начался майдан в Киеве. Нужны ли тут комментарии? Вигаудас Ушацкас считает, что нужны, и предлагает их в своем интервью.
Посол не отрицал, что четыре года назад он старался убедить всех, кто был готов слушать, в невозможности негативных последствий ассоциации Украины с Евросоюзом. Концепция "Восточного партнерства" подавалась как механизм, который принесет только пользу, причем не только Украине, но и России и всему остальному постсоветскому пространству. Теперь он признает, что ошибки были "с обеих сторон".
Ну, с ошибками Москвы все понятно — "аннексия" Крыма и "военная агрессия" в Донбассе. А вот вина западных стран, оказывается, заключается в том, что они не верили в способность президента России "повести себя так, как он в итоге повел в отношении нашего общего соседа". "Очевидно, что мы, европейцы, жили в некоторых иллюзиях. Было такое двуличие, и оно достигло самого высокого уровня. Это в итоге стало причиной потери доверия между нами", — посетовал Ушацкас. "Мы на Западе верили в нормальное будущее наших отношений. Но, конечно, Крым привел к необратимым последствиям". Вот такое вот распределение бремени вины за крах отношений Россия-ЕС.
Примечательно, что покинувший Москву постпред ЕС даже не попытался ответить на прямо заданный вопрос относительно ответственности европейских лидеров за срыв достигнутой 20-21 февраля 2014 года при их посредничестве и заверенной их подписями договоренности между Януковичем и оппозицией.
Точно так же оставил он без внимания упрек в том, что коллективный Брюссель поставил Киев перед выбором между ЕС и Россией. Между тем, как представляется, именно это жесткое требование "сорвало резьбу", лишило украинскую элиту возможности продолжать доить двух коров одновременно и раскололо ее, а вместе с ней и страну. Вместо ответа посол предпочел провести параллель со странами Балтии, самостоятельно-де "освободившимися от Советского Союза".
Уклонился дипломат и от ответа на вопрос о том, почему экономика Украины сейчас в худшем состоянии, чем при Викторе Януковиче, хотя четыре года назад ей обещали прирост ВВП в 12% в случае присоединения к общему рынку ЕС. Его реакция свелась к похвале нынешнему украинскому руководству за предпринимаемые им "глубочайшие" реформы.
Более того, в плане увеличения транспарентности и отчетности публичных лиц Украина уже "может стать примером для других стран региона", считает Ушацкас. Он не пояснил, впрочем, входят ли в число этих "других стран" Польша, Словакия, Венгрия и Румыния (члены Евросоюза), и как его похвала соотносится с его же словами о сохраняющихся на Украине "проблемах в правовой сфере и в области борьбы с коррупцией".
Зато посол приоткрыл завесу тайны над тем, как Европейский союз принимал решение ввести санкции против России за ее "нелегальные действия в отношении нашего соседа". По его словам, среди членов ЕС звучали разные голоса — как в пользу того, чтобы предоставить Украине военную помощь, так и в пользу того, чтобы не делать ничего. В итоге было решено ответить "дипломатическим путем".
Именно такой эвфемизм использовал Ушацкас для описания введенных против России мер, которые, как известно, включают ограничение инвестиций и доступа к капиталам и технологиям. Он покинул Москву с убежденностью в том, что эти санкции "сыграли превентивную роль", поскольку, например, заставили отказаться от проекта "Новороссия". Что ж, не он первый пытается выдать желаемое за действительное. Хотя от столь опытного дипломата можно было ожидать и более глубокой оценки причин, по которым провалилось самоубийственное объявление донецко-луганскими лидерами независимости от Киева.
До конца отрабатывая свою роль постпреда, Ушацкас не поскупился на высокие оценки объединению, в которое его родная страна вступила в 2004 году, назвав его, в частности, "самым успешным в мире политическим проектом". И — ни слова о кризисе в еврозоне, склоках между Еврокомиссией и Польшей, Еврокомиссией и Венгрией, об институциональном бессилии перед беспрецедентным миграционным кризисом, обнажившим кардинальные расхождения во взглядах на "европейские ценности" между старыми и новыми членами ЕС, между ними и Европейским cудом.
Видимо, за недостатком времени он также оставил за скобками выход Великобритании из "самого успешного проекта" или, например, неискоренимую непрозрачность работы неподотчетных евробюрократов. Между тем, нецелевое использование средств, фаворитизм, коррупция и другие злоупотребления расцвели в Брюсселе таким буйным цветом, что даже собственная аудиторская служба ЕС из года в год отказывается утверждать отчеты Еврокомиссии.
Зато уважаемый литовский дипломат успел посетовать на то, как российским гражданам "промывают мозги" по поводу "плохого Евросоюза". Подчеркнул, что "это еще больше усилило" его веру в то, что Европейскому союзу следует "увеличить свою открытость в отношении России". "Мое личное мнение состоит в том, что Евросоюзу необходимо отменить визы для россиян… Я помню хорошо, когда безвизовый режим существовал между Литвой и Калининградской областью до 2000 года. И отношения между странами были гораздо лучше, чем сейчас", — признался Вигаудас Ушацкас.
Не спешите умиляться такой позиции постпреда: именно он — в ту бытность руководитель литовской делегации на переговорах о вступлении в ЕС — сыграл ключевую роль в том, что для калининградцев в итоге были введены визы для сухопутных поездок в свою родную страну — "материковую" Россию. Эти "упрощенные транзитные документы" (еще один европейский эвфемизм) являются прямым нарушением обязательств Евросоюза в рамках международных конвенций — тех самых конвенций, на несоблюдение которых посол попенял Москве.
В прощальном интервью не удалось, конечно же, совсем обойти тему отношений Россия-ЕС вне украинского контекста. Их "новая нормальность", по словам уважаемого дипломата, проявляется в том, что у Европейского союза появился "принципиально-прагматический подход в отношении России". "Жизнь такова, что географию мы не изменим. Евросоюз остается крупнейшим рынком для российских товаров. Независимо от провозглашенного поворота в Азию Евросоюз остается крупнейшим партнером Российской Федерации. Мы закупаем 40% всего газа и 30% нефти из России, таким образом, являясь не только крупным потребителем, но и крупным плательщиком в федеральную казну России", — остроумно заметил Ушацкас.
При этом он решил не упоминать о том, что руководство его родной Литвы поспешило прогнуться перед заокеанским дядей и начать втридорога закупать американский СПГ, не дожидаясь формирования единой позиции ЕС по этому вопросу. Вильнюс даже как-то нарочито пошел наперекор позиции Берлина и Парижа, согласно которой новые санкции США противоречат интересам Евросоюза и несут угрозу его энергетической безопасности.
Среди сфер, по которым Брюссель "вынужден и заинтересован общаться" с Москвой, посол назвал не только торговлю и экономику, но и Сирию, а также северокорейскую и иранскую ракетно-ядерные программы. Подтверждая известную позицию Еврокомиссии, Вигаудас Ушацкас также отметил, что развитие отношений между Евросоюзом и ЕврАзЭС в повестку дня в обозримом будущем включено не будет. При этом он дал понять, что "общение" будет непростым, поскольку "мы будем настаивать на тех принципах и ценностях, которые ЕС разделяет, и по которым остаются серьезные разногласия".
Перечисление этих принципов посол опять-таки начал с поддержки "украинского выбора по модернизации политики и экономики и сближению с Европейским союзом". Он не стал уточнять, кем, когда и при каких обстоятельствах был сделан этот "выбор", оговорившись лишь, что "в данный момент Украину еще в члены [ЕС] никто не принимает". Любопытно, что сразу за этим постпред Евросоюза заявил, что "мы не выступаем против того, чтобы Россия развивала союзные связи с Белоруссией".
Остается только гадать, как, по мнению дипломата, приведенные выше заявления соотносятся со следующим принципом в его списке — отказом кому бы то ни было в праве иметь свою зону интересов и зону влияния. Кроме того, можно предположить, что он не вполне представляет себе, как такой тезис восприняли бы, скажем, в Вашингтоне, хотя и был там послом.
Далее Ушацкас заявил, что ЕС "принципиально будет придерживаться универсальных правил международной торговли, выраженных через систему ВТО", не преминув при этом упомянуть, что Россия является ответчиком по ряду исков, поданных в организацию Евросоюзом. В то же время он решил не говорить об исках, которые Россия, в свою очередь, подала в ВТО против ЕС, а также о том, как введенные Евросоюзом антироссийские санкции соотносятся с верховенством буквы и духа правил Всемирной торговой организации.
В качестве следующего принципа постпред объявил, что Европейский союз "никому не навязывает систему европейских ценностей и систему политического строя… Но те, кто хотят похоже жить, — мы их поддерживаем и будем развивать отношения. Мы продолжим нашу поддержку в России тем членам гражданского общества, которые разделяют наши ценности". Подобная двуединая формула не может не наводить на определенные мысли, особенно в контексте предстоящих в нашей стране выборов. Хорошо еще, что, по его словам, ЕС "не финансирует оппозицию или политические партии в России".
Подытоживая тему поддержки гражданского общества в нашей стране, Вигаудас Ушацкас выказал уверенность в том, что Россия "все-таки вернется в Европу, потому что россияне являются европейцами". Можно не сомневаться в том, что Европа, возвращение в которую он нам пророчит, состоит из "общих пространств", "дорожных карт", "Восточных партнерств", "Северных измерений" и постхристианских "ценностей". Если у кого-то такая картина светлого будущего вызвала определенные сомнения, то посол поспешил их развеять, подчеркнув, что дорога в такую Европу "лежит через Киев". "Украина — ядро. Именно она стала катализатором крупнейших разногласий и углубляющейся разобщенности. Украина нас разобщила, но она нас должна и соединить", — заявил дипломат.
Покидая Москву по окончании своей миссии в качестве постпреда ЕС, Ушацкас сообщил, что отправляется на родину, где возглавит Европейский институт при Каунасском технологическом университете, а потом, возможно, вернется в политику. Сложилось, впрочем, впечатление, что ни та, ни другая перспектива не радуют его больше, чем приглашение Андерса Фога Расмуссена — бывшего генсека НАТО, а ныне "независимого" консультанта президента Порошенко — войти в состав группы "друзей Украины".
Эта компания включает в себя отставных высокопоставленных лиц, объединенных желанием "содействовать стратегическому и объективному обсуждению вопросов, связанных с Украиной", а также возможностью консультировать Киев по вопросам проведения реформ. Остается только порадоваться за литовского дипломата, который, свернув волею судьбы на российскую обочину четыре года назад, возвращается на столь желанное украинское шоссе.