В России грядут серьезные финансовые проблемы. Они связаны с ожидаемым дефицитом валюты, и возникнут из-за офшоров. Такое мнение высказал "Правде.Ру" доктор экономических наук, профессор кафедры международных финансов МГИМО и руководитель Русского экономического общества имени Сергея Шарапова Валентин Катасонов.
— Сейчас экономика нашей страны пребывает в не лучшем состоянии. Хотя, буквально недавно, Всемирный банк опубликовал ежегодный доклад Doing Business 2017, согласно которому Россия заняла в нем 40-е место, поднявшись за год на 11 позиций. Можно ли верить в эти рейтинги? На самом деле компетентные люди вряд ли будут строить подобные прогнозы.
Я бы отметил, что в ближайшие полгода ожидается обвал рубля. Будет это до Нового года или после, сказать не берусь. Предположительно мой прогноз аккуратно совпадет с выборами президента России. Не исключено, что это будет непосредственно перед выборами, но, возможно, все произойдет за два-три месяца до данного события. Соответственно, если верно второе предположение, то мы получим своеобразный новогодний подарок.
— Надо ли ожидать сокращения числа рабочих мест и закрытия фирм в связи с выводом денег международных инвесторов с российского рынка?
— Это, конечно, действительно фактор, который усугубляет ситуацию на рынке труда, но могут быть гораздо более серьезные сюжеты. Потому что наиболее стабилизирующим фактором для российской экономики является Центральный банк, а он может уложить сотни тысяч предприятий. Если молчаливо примет участие в обвале рубля или, скажем, организует массовый отзыв лицензий, который приведет к тому, что лягут не только банки, но и десятки, сотни корпоративных клиентов, которые обслуживаются в каждом из этих банков…
Налицо некие угрозы, но все они из разряда относительно внутренних проблем, потому что Центральный банк Российской Федерации — это филиал ФРС. Наш противник действует изнутри. У нас совершенно не закрыт тыл — бьют в спину.
— Какие меры в связи с этим нужно предпринять?
— Для этого надо убрать противника из тыла.
— Может ли Россия вернуться к так называемой серой экономике с массовой выдачей зарплат в конверте?
— Что значит "вернуться"?! У нас и сейчас серая экономика! Насколько массовая, никто точно сказать не может: нет объективной оценки степени серости нашей экономики. Поэтому я могу судить об этой ситуации на своем субъективном опыте.
Думаю, что наша главная проблема — это не зарплаты в конвертах, то, что вы называете серой экономикой. У нас есть пострашнее проблемы. Если уж говорить про серую экономику, то это оффшоры. В конвертах, каждый месяц могут быть суммы, которые в лучшем случае измеряются сотнями миллионов, максимум — 2 млрд рублей. А в офшоры каждый месяц уходят миллиарды долларов.
На самом деле, у нас в офшорах как минимум 1 трлн долларов! Поэтому надо говорить о серьезных проблемах серой и черной экономики. Серые же зарплаты — мелочевка.
Куда уходят деньги
Мнение Валентина Катасонова, бесспорно, вызывает доверие, но все же международное рейтинговое агентство Standard & Poor's подтвердило суверенный кредитный рейтинг России на уровне "BB+" с "позитивным" прогнозом. Иными словами, международные рефери дали инвесторам зеленый свет на вложения в российскую экономику.
Конечно, всегда можно спровоцировать искусственную бурю с нагнетанием биржевых страстей. Но в настоящее время мир настолько не стабилен, что вряд ли стабильная экономика России может вызвать сколь-либо сильные эмоции. Возможное же "просаживание" курса рубля в момент выборов вполне традиционно предсказуемо, так как смена власти всегда вызывает у крупного капитала определенные опасения.
На фронте же борьбы с уклоняющимися от уплаты налогов и выводящих деньги за рубеж олигархами, Россия уверенно подбирается к тем самым офшорам, о которых рассуждает Валентин Катасонов. В настоящее время Федеральная налоговая служба исключила Британские Виргинские острова (фискальный "рай") из черного списка стран, которые не обмениваются с Россией налоговой информацией. То есть по запросу России местные власти готовы предоставить информацию о вкладчиках российского происхождения.
Ранее Москва добилась соответствующих соглашений с рядом других бывших "пиратских зон": Грузией, Маврикием, Эстонией, Арубами, Бермудскими и Каймановыми островами и, наконец, с Гонконгом. Со Швейцарией такое соглашение разработано и введено в силу еще в эпоху так называемого "дела Адамова", то есть более пяти лет назад.
Наконец, сама по себе незыблемая стабильность доллара поставлена под вопрос активной скупкой золота, которую ведет в настоящее время на международном рынке Китай. Он не только наращивает собственные объемы производства этого драгметалла, но и активно закупает его за рубежом. По информации французских экономистов, объем сделок с золотом за прошлый год составил на китайском рынке около 70 тысяч тонн. По существу КНР сейчас занимает прочное второе место после ЮАР по объему имеющегося у государства золотого резерва. Очевидно, что китайцы всерьез задумываются о превращении юаня в мировую резервную валюту.
В этой связи трудно согласиться с выводами о грядущем падении объемов российской экономики из-за массового вывода валюты за рубеж. Прогнозы такого рода, скорее, призваны влиять на состояние умов, провоцируя дополнительные завихрения в области макроэкономики в 2018 году, когда в России будут президентские выборы.