В Иракском Курдистане и на некоторых сопредельных территориях, не входящих в эту автономию, прошел референдум о независимости. Какими бы ни оказались его результаты, можно с уверенностью утверждать, что на Ближнем Востоке появляется новая обширная зона нестабильности и конфликтов, которые продлятся не один год.
Турецкое Anadolu уже сообщило о реакции иракского парламента на волеизъявление курдов: нефтяные месторождения Киркука уходят на баланс центрального правительства, а госслужащие, принявшие участие в голосовании, будут уволены.
Наше издание неоднократно публиковало материалы на тему независимости Иракского Курдистана. Мы предоставляли трибуну и ярым ее сторонникам, и горячим противникам проекта. И одним из главных выводов, к которым приходили все участники дебатов, было ожидание сильнейших потрясений в регионе.
Буквально за несколько дней до референдума против его проведения высказались все соседние государства - и Ирак, и Турция, и Иран. Отрицательное отношение выразили США и Евросоюз. Россия предпочла не занимать четко очерченной позиции ни за, ни против. Единственной страной, однозначно высказавшейся в пользу референдума, был Израиль.
Такое распределение сил позволяет сделать следующие предположения на будущее.
Во-первых, Иракский Курдистан становится новой ареной (после Сирии) для сближения между Ираном и Турцией. Тегеран и Анкара заявили о принципиальном непризнании права курдов на референдум и о своей готовности ответить на его проведение всеми возможными средствами. Речь идет о военно-политических действиях, которые турки и иранцы наверняка будут координировать между собой - благо соответствующий опыт уже наработан в Сирии.
Во-вторых, неизбежна крайне негативная реакция на референдум со стороны властей в Багдаде, особенно в том, что касается попыток курдов присоединить к стремящейся к независимости автономии многие арабские суннитские районы Ирака.
Сознательное использование курдами суннито-шиитских противоречий в Ираке не вызывает сомнений, и курдские лидеры явно ведут дело к расколу арабского населения Ирака. В этом они по сути продолжают дело ИГ ("Исламское государства Ирака и Леванта" или "Исламское государство" (ИГ), запрещенная в России террористическая организация), многое сделавшего для разжигания непримиримой вражды между суннитами и шиитами.
После всего, что пережил Ирак за многие годы американской агрессии и последовавшей за нею гражданской войны, не придется удивляться, если многие арабы-сунниты предпочтут примкнуть к курдским сепаратистам, нежели поддержать шиитское правительство в Багдаде. Это означает, что после вероятного отделения Курдистана распад Ирака не прекратится; за этим последует отпадение крупнейшей провинции Анбар, граничащей с Сирией.
В-третьих, такое развитие событий приведет к созданию антишиитского полюса - союза курдов и суннитов в Сирии и Ираке. В ответ на это шииты и в Ираке, и в Сирии (вместе с Ливаном) еще сильнее будут привязаны к Ирану.
Иными словами, суннито-шиитская поляризация на Ближнем Востоке будет усугублена курдским фактором. При этом курды, а за ними и арабы-сунниты будут ориентироваться на союз с Израилем как с наиболее последовательным и сильным противником Ирана. К этому арабов-суннитов будут подталкивать и Саудовская Аравия, взявшая курс на стратегическое сближение с еврейским государством, и США, стоявшие у истоков всех этих изменений на Ближнем Востоке.
В результате Курдистан, а с ним и территория того самого "Ирака и Леванта" (или "Ирака и страны аш-Шамм"), о которых говорится в названии ИГИЛ-ДАИШ (арабск. Даулят исламийя фи-ль Ирак ва-ш Шамм - террористическая организация, запрещенная в России), превращается в масштабную арену суннито-шиитского и израильско-иранского противостояния и противоборства.
И это - надолго.