Война и мир: что выберет Палестина?

Группировка ХАМАС объявила о роспуске Административного комитета в секторе Газа. Это открытие пути, который может привести палестинцев к национальному примирению и прогрессу на мирных переговорах с Израилем — или к новому внутреннему конфликту, который осложнит и без того крайне запутанную ситуацию на Ближнем Востоке.

К настоящему моменту на Ближнем Востоке сложилась совершенно уникальная, небывалая конфигурация. Суть ее заключается в том, что впервые с момента возникновения государства Израиль (и, соответственно, начала палестино-израильского и арабо-израильского конфликтов) противоречия между Израилем и арабским миром, Израилем и палестинцами отошли на второй план.

Сегодня не арабо- и палестино-израильское противостояние определяет суть и динамику развития региональной ситуации. На смену им пришли борьба с международным терроризмом исламистского толка и противостояние между Израилем и арабским миром (с одной стороны) и Ираном (с другой). Во всяком случае, практически все игроки, принимающие участие в событиях на Ближнем Востоке, прилагают большие усилия в этом направлении.

В рамках этой логики неурегулированность палестинской проблемы становится крупнейшим препятствием: ведь она лежит мертвым грузом прошлого на пути в светлое будущее арабо-израильской гармонии и мира. Это — будущее "семитское братство", объединяющее арабские капиталы и израильские технологии, располагающее нефтегазовыми богатствами Персидского залива и шельфа Восточного Средиземноморья, контролирующее Суэцкий канал. Чтобы открыть путь к этому великолепию, требуется лишь одно — закрыть палестинский вопрос.

Чтобы это сделать, нужно заключить мир между Израилем и Палестиной. Формула этого мира уже давно существует: "мир в обмен на территории" плюс "два государства для двух народов".

Для заключения такого мира не обойтись без двух субъекта международного права, двух государств. Израиль в наличии де-факто и де-юре, Палестина существует лишь де-юре, на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ). Там власть принадлежит международно признанному правительству, сформированному Движением освобождения Палестины (ФАТХ) под руководством президента Махмуда Аббаса.

Но вторая часть Государства Палестина, расположенная на территории сектора Газа, не подчиняется этому правительству. Там правит Движение исламского сопротивления (ХАМАС).

ФАТХ и его правительство признают Израиль и готовы подписать с ним мирный договор. ХАМАС не признает Израиль и никаких договоров с ним подписывать не намерен. В этом принципиальное различие двух крупнейших палестинских организаций, лежащее в основе раскола между ними и во всем Государстве Палестина. Он как раз не позволяет достичь мира и гармонии между Израилем и арабами.

В принципе, с гармонией можно было бы подождать. В конце концов, ни израильтянам, ни палестинцам, как и другим арабам, не привыкать: они уже более семи десятилетий конфликтуют друг с другом и отлично научились так жить. Но проблема — в противостоянии исламистским террористам и Ирану.

Дело в том, что до сих пор Палестина была закрыта для проникновения террористических и экстремистских идей и практик в духе запрещенных в РФ террористических организаций "Исламское государство" или "Аль-Каида", а также для иранского влияния.

Но бесконечно этот "иммунитет" держаться не может. Тот же ХАМАС, который в Израиле и на Западе считается террористической организацией, финансировался Катаром, попавшим, как известно, под сильное "обаяние" Тегерана. Соответственно, через Доху в Газу вполне мог просочиться дух иранской революции, чего Израиль, ФАТХ и другие арабы боятся как огня.

Еще более очевидной является возможность проникновения в палестинскую среду специалистов ИГ*, "Аль-Каиды"* и родственных им группировок, имеющих богатый опыт войн в Ираке и Сирии. Насколько опасным может быть объединение их сил с потенциалом безработной палестинской молодежи, долго объяснять не требуется. Тем более что палестинская улица и без того радикализирована пропагандой со стороны местных, традиционных боевых и экстремистских группировок.

Поэтому скорейшее достижение палестинского национального единства на основе снятия противоречий между ФАТХ и ХАМАС стало одной из наиболее насущных проблем для всех региональных и мировых игроков. Причем таким образом, чтобы на уступки пошел именно ХАМАС, который должен был "вернуться к законности", как указывал в интервью "Правде.Ру" палестинский посол в Москве Абдельхафез Нофаль.

Чтобы добиться этого, на ХАМАС было оказано сильнейшее давление — в частности, экономическое. Власти Израиля, Палестины и Египта организовали фактическую блокаду сектора, резко ограничив энергоснабжение этой самой густонаселенной в мире территории. Параллельно велись переговоры при посредничестве Египта.

И дело пошло. ХАМАС весной этого года перестал требовать уничтожения Израиля и признал границы Палестины 1967 года. Затем он отказался от того, чтобы его правящие органы в Газе имели правительственный статус и таким образом как бы конкурировали с учреждениями Палестинской администрации Западного берега. Был образован Административный комитет.

Теперь и этот комитет упразднен руководством ХАМАС. Это большой шаг навстречу требованиям ФАТХ.

В результате можно надеяться, что дело наконец-то дошло до начала содержательных межпалестинских переговоров, которые должны позволить создать новые органы власти и управления на всей территории Государства Палестина — ЗБРИ и Газа.

Но для этого потребуется подготовка и проведение выборов. Кто будет их готовить? Кто будет в них участвовать? Будут ли признаны их итоги? Эти вопросы, особенно последний (про признание итогов) имеют колоссальное значение. Ибо как раз нежелание признавать итоги выборов 2006 года, когда победил ХАМАС, и стало началом десятилетнего периода раскола и вражды, который может быть завершен теперь. А может и не быть.

К сожалению, никто не может гарантировать, что ситуация 2006 года не повторится, что радикальные исламисты не одержат очередную победу на свободных выборах. Так было в Алжире в начале 90-х годов прошлого столетия, так было совсем недавно в Египте, так было и в Палестине. И если этот сценарий повторится снова, последствия могут оказаться катастрофичными для всего региона.

* запрещенная в РФ террористическая организация