Порошенко помог Путину нести мир на Донбасс

Владимир Путин на пресс-конференции по итогам саммита БРИКС. Фото: kremlin.ru
 

Президент РФ Владимир Путин выступил за ввод на Донбасс российских миротворцев - "тех людей, которые обеспечивают безопасность миссии ОБСЕ". Заявление было сделано на итоговой пресс-конференции российского лидера на саммите БРИКС, состоявшемся 4-5 сентября в китайском городе Сямэнь под председательством КНР.

Путин перечислил условия, на которых миротворческий контингент предположительно российской принадлежности мог бы помочь установить мир в регионе.

Во-первых, мандат военных должен касаться только обеспечения безопасности сотрудников ОБСЕ, чья деятельность регулируется Минскими соглашениями, и действовать лишь в зоне линии разграничения.

Во-вторых, воюющие стороны обязаны заранее вывести из зоны противостояния всю тяжелую боевую технику (танки, гаубицы и прочее).

И в-третьих, ввод миротворцев возможен лишь с официального разрешения лидеров двух самопровозглашенных республик - ДНР и ЛНР.

Неожиданный политический ход российского лидера - это, как ни парадоксально, прямое следствие недавних выступлений его украинского коллеги Петра Порошенко. Он, к примеру, 22 августа обещал предложить нечто подобное на ближайшей Генассамблее ООН (видимо, не зная, что "голубые каски" не в ее правовой сфере). Подобные вопросы решает Совбез ООН - и, похоже, именно главе МИД РФ Сергею Лаврову придется вносить резолюцию о миротворцах на заседании этого органа.

Но сама идея впервые прозвучала из уст Порошенко еще в апреле, когда он говорил по телефону с госсекретарем США Рексом Тиллерсоном. Эксперты Центра евразийских исследований расценили инициативу украинского лидера как попытку переложить ответственность за конфликт на западные армии.

Получается, Путин творчески развил идею своего киевского коллеги, в очередной раз доказав свое умение применять так называемую мягкую силу для достижения поставленных целей.

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ: поможет ли ввод полицейской миссии ОБСЕ урегулировать ситуацию в Донбассе?

Есть здесь и еще один весьма интересный нюанс. Президент РФ, будучи юристом по образованию, недаром "обмолвился", что речь может идти даже не о "голубых касках", а по сути о службе секьюрити для спецов из ОБСЕ. Вряд ли генсек ОБСЕ Ламберто Заньер найдет причину отклонить такое предложение.

Если бы речь шла о миротворцах ООН, пришлось бы признать, что на Украине идет война (только она по документам является основанием для официального ввода миротворческого контингента организации). Тут сразу вспоминается постановление №1854 от 27 января 2015 года, в котором Киев объявил Россию "страной-агрессором" с 20 февраля 2014 года. Возможно, это был упреждающий ход: вряд ли разрешат ввести миротворцев из государства, вовлеченного в конфликт.

Оцените в этом контексте юридическую тонкость предложенной Путиным замены миротворцев под эгидой ООН на "охрану ОБСЕ". Последняя организация объединяет не только европейские страны, но также США и Канаду (всего 57 государств). Похоже, Россия собирается действовать сразу по двум каналам - через Совбез ООН и ОБСЕ, причем в обоих случаях инициатива формально идет не из Москвы, а из Киева.

Между тем российские войска за последнее время накопили большой опыт в разъединении противоборствующих сторон.

Обучение и тренировки миротворцев проходят под Самарой на отлично оснащенной базе, которую не раз посещали иностранные делегации. В Ульяновске дислоцирована 31-я отдельная гвардейская десантно-штурмовая бригада - основа миротворческого контингента Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Помимо нее в миротворческих операциях участвует 15-я отдельная мотострелковая бригада. Обе оснащены по последнему слову техники, включая бронетранспортеры ТР-82АМ, комплексы разведки, управления и связи "Стрелец", навигаторы ГЛОНАСС "Перунит-Б" и "Грот-Н", беспилотники, радиостанции шестого поколения, новейшие неконтактные миноискатели "Коршун" или компактные ИМП2-С с настройками на противопехотные и противотанковые мины.

В новейшей истории России ее "голубые каски" успели успешно поработать в Абхазии, Анголе, Боснии и Герцеговине, Таджикистане, Косове и Метохии, Сьерра-Леоне, Судане, Южной Осетии и Чаде. В Приднестровье, куда РФ летом 1992 года ввела около 400 миротворцев, вооруженный конфликт быстро сошел на нет и более не возобновлялся.