Новая антироссийская стратегия Трампа: источник проблем — Средняя Азия

Фото: AP

Американский президент обнародовал свою новую стратегию в отношении Афганистана. Насколько можно судить по публикуемой информации, цели США на афганском направлении заключаются в том, чтобы попытаться столкнуть лбами Россию и Китай.

Первое, что нужно иметь в виду, анализируя афганскую стратегию Вашингтона при любом президенте, это абсолютное отсутствие какого бы то ни было интереса к судьбе Афганистана и его народа. Будет ли здесь полыхать война или воцарится мир, будет ли Афганистан источником террористических или наркоугроз — все это само по себе нисколько не занимает американских стратегов. Для них важно использовать Афганистан для достижения более масштабных целей.

Принципиально важной стратегической проблемой для США в настоящий момент являются взаимоотношения с Китаем. И именно с этой точки зрения следует рассматривать новую афганскую стратегию Вашингтона.

При этом становится достаточно очевидно, что Америка предпринимает маневры по стратегическому окружению Китая: вокруг него формируется кольцо конфликтов. Корейский полуостров, Южно-Китайское море, исламисты на Филиппинах, сложности с Гонконгом, Бирма, соперничество с Индией в Индийском океане и в Гималаях, внутренние проблемы в Пакистане, периодические обострения в Синьцзяне, — все эти проблемы расположены по периметру китайских границ, и Афганистану в этом ряду наверняка отводится важное место.

Достаточно беглого взгляда на карту, чтобы понять, что эта страна занимает ключевое положение в китайской стратегии "Один пояс — один путь". Уход отсюда США, на котором настаивал Обама, никак не устраивает Трампа, поскольку открывает Афганистан для китайского влияния. Если китайцы сумеют закрепиться в Кабуле, они получат необходимые гарантии стабильного функционирования всей системы транспортно-логистических коридоров в направлении Индийского океана, Персидского залива, Каспийско-Черноморского бассейна и Европы. Для США это неприемлемо.

Поэтому он отменил план Обамы по сокращению военного присутствия США в Афганистане и, напротив, заявил о намерении нарастить число американских солдат здесь, причем без каких-либо согласований и консультаций. Пентагон получает расширенные полномочия и отныне не будет разглашать численность своих войск и планы их использования.

Это означает, что Вашингтон будет делать в Афганистане все, что сочтет нужным, не обращая внимания ни на кого.

Чтобы в этом вопросе не возникало никаких сомнений, президент Трамп заявил, что именно с территории Афганистана исходят самые ужасные и опасные угрозы безопасности США: "Я пришел к выводу, что угрозы безопасности, с которыми мы сталкиваемся в Афганистане, огромны". А коли так, то никаких ограничений на развертывание сил и средств, на их применение нет и быть не может. Таким образом, Афганистан превращается в огромную оперативную базу США.

Но если Афганистан представляет такую жуткую угрозу для США, расположенных на другом конце света, то для Китая и России он, несомненно, является куда большей угрозой. Это обстоятельство предопределяет значительный рост стратегического интереса со стороны Москвы и Пекина в данному региону. Раз американцы закрепляются в Афганистане, РФ и КНР будут вынуждены наращивать свое присутствие и активность в сопредельных регионах, прежде всего в Средней Азии.

Этот регион является приоритетной зоной ответственности Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в которой участвуют Россия и Китай. Но здесь же присутствует и ОДКБ, в которой Китай не принимает участия. Уже одно это превращает Среднюю Азию в арену потенциального соперничества между Москвой и Пекином.

Собственно, об этом соперничестве разговоры ведутся уже давно. Но до сих пор связанные с этим проблемы не выходили на поверхность и не омрачали общего благоприятного состояния российско-китайского сотрудничества. Подобное положение дел не может устраивать Вашингтон, поэтому не приходится сомневаться в том, что его новая афганская стратегия предусматривает и создание трудностей, проблем и всяческих помех для российско-китайского взаимодействия в Средней Азии.

Следует готовиться к возобновлению американского вмешательства в дела стран региона, тем более что им предстоят непростые времена: выборы в Киргизии, перспективы смены руководства в Казахстане, продолжение процесса смены правящих элит в Узбекистане, рост напряженности в Таджикистане… При этом Вашингтон будет стремится создавать ситуации, способствующие столкновению интересов РФ и КНР. Если в результате будут множиться конфликты, то это вполне устроит американцев.

Но что если Москва и Пекин решат ответить на американские провокации созданием военно-политического союза? В конце концов, угроза, исходящая из Афганистана, наверняка поставит этот вопрос перед руководством двух стран.

Казалось бы, это наилучший выход их ситуации. Россия и Китай и без того являются стратегическими партнерами; в Афганистане они решают общие задачи, на глобальном уровне у них есть общий противник — США. Почему бы не сделать решительный шаг и не оформить свои отношения договором о военно-политическом союзе?

И вот тут начинается самое интерсное.

Думается, это может быть чуть ли не самой вожделенной целью США. Военный союз РФ и КНР накрепко свяжет их между собой и лишит каждую из двух сторон необходимой гибкости и маневренности, в итоге резко их ослабив.

Имея перед собой такой союз, Трамп без труда сможет продемонстрировать бессилие России и Китая: ему будет достаточно организовать военную провокацию где-нибудь в Южно-Китайском море против китайского флота. В этом случае Пекин потребует от Москвы выполнения союзнических обязательств, что для РФ будет означать втягивание в конфликт, не имеющий к России прямого и непосредственного отношения. Ответ Кремля будет отрицательным, что приведет к разрыву и крушению всей концепции стратегического партнерства РФ и КНР. За этим последует воссоздание ситуации 1970-х годов, когда Вашингтон добился дружбы Пекина.

Думается, эта конечная цель и лежит в основании всей новой афганской стратегии США: добиться того, чтобы Пекин отвернулся от Москвы и обратился в Вашингтон за содействием в решении проблем, мешающих стратегии развития Китая.