Незадолго до дня конституции, отмечаемого на Украине 28 июня, депутаты Киевского областного совета обратились к Верховной раде с призывом урегулировать процедуру импичмента президента. Хотя никаких имен в документе не называется, но ясно, что сместить хотят Порошенко, а стоит за этим экс-премьер Юлия Тимошенко. Что это, очередной холостой выстрел в местном политикуме или безнадежная попытка спасти обреченный режим перезагрузкой постмайданной власти?
Стоит заметить, что украинская конституция допускает импичмент, хотя и оговаривает его весьма сложно реализуемыми условиями. В максимально упрощенном описании для этого нужно иметь поочередно квалифицированное большинство в 2/3, а также положительные для процедуры импичмента вердикты конституционного и верховного судов.
Даже в периоды "оранжевой революции" и Евромайдана проигравшая Партия регионов Виктора Януковича все равно сохраняла достаточно депутатских мандатов для отсутствия у оппонентов так называемого конституционного большинства. Так что даже после соответствующего инструктажа от 22 февраля 2014 года в американском посольстве никто так и не смог отстранить Януковича от власти хотя бы с минимальным соблюдением формальной законности.
Потом один из идеологов "революции гидности" юрист и дипломат Александр Чалый оправдывал свержение законного президента весьма сомнительным тезисом: "На Западе легитимность имеет приоритет над формальной законностью". То есть если народ захотел, то можно пренебречь даже нормами конституции. В итоге, как мы помним, разразилась настоящая гражданская война.
Тем не менее все предыдущие гетманы Украины — Кучма, Ющенко, Янукович — предпочитали подстраховываться на случай импичмента еще одним малозначительным пунктом. Дело в том, что для начала этой процедуры необходимо создание временной депутатской комиссии, которая должна выдвинуть соответствующие обвинения против главы государства. И все законопроекты о временных комиссиях отцы украинской нации с завидным постоянством ветировали, отправляя на доработку. Видимо, чтобы в очередной раз поиздеваться над собственной конституцией, так до сих пор и не имеющей действующих путей реализации важнейшей нормы об импичменте.
Вот и теперь большая часть Киевского областного совета, контролируемого экс-премьером Юлией Тимошенко, решила попытаться ликвидировать этот пробел в украинском законодательстве. Что теоретически сейчас куда более возможно, чем раньше: правящая коалиция во главе с Порошенко хотя формально и имеет большинство мест в парламенте, но входят в нее такие заклятые друзья, которые вполне могут захотеть иметь у себя рычаги давления гетмана.
А дальше — дело техники. Сами депутаты могут сколько угодно лишь грозить процедурой импичмента, но они всего лишь пешки в чужой игре. Хоть далеких заокеанских кураторов, хоть местных олигархов, хоть киевских вооруженных банд нацистов.
Разумеется, нельзя не согласиться с экспертами, отмечающими, что политические игры в "незалежной" так играми и останутся, если на их реализацию не будет отмашки со стороны Вашингтона. Но с другой стороны, если при Обаме Киев очень плотно курировал вице-президент Джо Байден, то сегодня американским вассалом, похоже, не занимается толком никто. Так, по чуть-чуть, с целью использовать Киев пусть в качестве плохонького, но все равно козыря в геополитической торговле с Москвой.
Однако лидер США Трамп не из тех людей, которые готовы снабжать деньгами клептократические элиты своих горе-союзников только за то, что они готовы тявкать на Россию. Заметное финансирование Украины по линии МВФ и других западных организаций прекратилось еще летом 2015 года, а при нынешней администрации в Вашингтоне и вовсе не имеет шансов на оживление.
Но если денег нет, то одурманенное нацисткой и антироссийской пропагандой население можно попытаться удержать от апатии иллюзией близких перемен к лучшему. Хотя бы до момента завершения переговоров с Москвой по украинской проблематике. Вот для этого американцы вполне могут согласиться на перезагрузку власти в Киеве.
Последняя, естественно, в принципе не способна решить ни одну из главных проблем "незалежной". Ведь высокие цены на газ регламентируются меморандумом с МВФ и текстом ассоциации с ЕС, согласно которым внутренние цены на энергоносители не могут быть ниже экспортных. Бюджет также не может наполниться, пока не заработает убитая промышленность Юго-Востока Украины, потерявшая российский рынок сбыта. Да и вообще еще ни одна страна мира не смогла выйти из тяжелого кризиса с помощью МВФ.
Но в любом случае некоторое время после внеочередных выборов население постмайданной Украины еще будет на что-то надеяться, очарованное звонкими фразами "спасительницы нации" Тимошенко, давно обещающей согражданам золотые горы в случае получения ею вожделенной верховной власти.
Впрочем, заметим, что, несмотря на однозначно националистические взгляды, Юлия Тимошенко в бытность премьером в 2007–2009 годах проявляла все же куда больше реализма в своей политике, чем остальные майдановцы. Достаточно вспомнить, что именно она подписала с Москвой газовый контракт 2009 года, сопротивлялась попыткам Ющенко довести ситуацию вокруг Черноморского флота РФ до угрозы военных столкновений во время событий 2008 года в Южной Осетии, да и в самом начале гражданской войны весной 2014 года она выступала против наиболее жестких предложений воевать за Крым.
Поэтому можно предположить, что после гипотетического обретения высшей власти на Украине Юлия Владимировна попытается предпринять какие-нибудь усилия для нормализации украино-российских отношений в основном для того, чтобы не повторить судьбу Порошенко.
С другой стороны, США также не могут не понимать, что даже самый проамериканский режим без денег долго существовать не может. Трамп Украине их давать не будет — стало быть, ей придется зарабатывать их самой. А это, в свою очередь, опять же, невозможно без восстановления северо-восточного вектора сотрудничества.
Думается, именно от этих моментов и будет зависеть судьба инициативы киевских депутатов относительно процедуры импичмента. Что бы ни случилось, старт ей дан, и это не назовешь хорошим знаком для действующего режима Порошенко.