Крым: дорога в одну сторону

Фото: Fotodom. Ru/DP

Миллионы россиян летом едут отдыхать в Крым, кто-то своим ходом, на машинах, кто-то на рейсовых автобусах. Но о комфортной и быстрой дороге можно забыть: на протяжении всего пути вам придется столкнуться с огромным количеством бюрократических процедур. Чего только стоят ограничения по скорости на трассах, погрузка на паром на Керченской переправе, тотальный осмотр транспорта в портах "Кавказ" и "Крым".

Нам обещали ввести в строй Керченский мост в конце 2018 года. Обещается, что одновременно с мостом будет построена четырехполосная 253-километровая трасса "Таврида" от порта "Крым" до Севастополя через Владиславовку и Симферополь. А вот в это верится с трудом. Работа над этой "Тавридой" началась лишь в этом году, и то строительство, которое сейчас идет на сейчас первой сотне километров, несколько удручает.

Уже сейчас строители готовят себе лазейки, обещая пустить две полосы к декабрю 2018 года, а еще две — к декабрю 2020. Представьте картину: поток автомобилей через мост идет по четырем полосам, а далее переходит на двухполосную "Тавриду", где нет обгона, снуют фуры и строительная техника. Да весь мост мгновенно превратиться в сплошную пробку!

Но у инженеров уже сейчас есть теоретические обоснования долгостроя. Мол, при строительстве дороги могут встретиться античные сооружения и воинские захоронения. Это несерьезные отговорки: с археологами и поисковиками, которых в Крыму достаточно, руководители стройки всегда могут договориться заранее или взаимодействовать в режиме реального времени.

"Таврида" не проходит через Феодосию, Судак, Морское и Алушту, то есть до греческих календ люди будут ездить по трассам, которые были проложены еще во времена Хрущева.

Где же взять деньги на строительство дорог в Крыму? Либеральные СМИ со злорадством пишут, что Крым как был при Украине дотационным регионом, так таким же до сих пор и остается. До 2014 года в виде налогов на полуострове собирали половину его бюджета, а сейчас только четверть. То есть три четверти бюджета Крыма доплачивают остальные регионы России.

Либералы считают Крым камнем на шее России. На самом деле возвращение полуострова в Россию дало нам огромное военное преимущество как для обороны страны, так и для решения военно-политических задач в Средиземноморье. А главное, шельф Крыма — это буквально золотое дно. Западные специалисты до 2014 года утверждали, что запасы нефти и газа в крымском шельфе сопоставимы с Северным морем. Однако до сих пор о добыче нефти и газа на шельфах Черного и Азовского морей ведутся только пустые разговоры.

Крым к началу 2014 года был перенаселен. Трудовых резервов там имелось существенно больше, чем требовалось для работающих предприятий, обслуживания отдыхающих и работы в сельском хозяйстве. По официальным данным, на первое июня 2015 года в Крыму на одну тысячу трудоспособного населения приходилось 774 иждивенца (стариков и детей), при среднем показателе по России — 629.

Но вот с лета 2014 года в Крым на ПМЖ устремились сотни тысяч таких иждивенцев со всей России. В их числе не только пенсионеры и дети, но и вполне трудоспособные люди, которые принципиально не хотят работать в Крыму, а собираются лишь приобрести жилье и греться на солнышке.

Малокомпетентные экономисты радуются: приезжие массово покупают жилье! На южном берегу Крыма возводятся огромные дома высотой от восьми до двадцати этажей. Строительный бум — это же прекрасно!

Подавляющее большинство людей, покупающих жилье в Крыму, не регистрируются там, а остаются жителями Москвы, нефтяных городков Ямала и так далее. Соответственно, они не входят в статистику. В чем-то их пребывание в Крыму можно сравнить с отдыхом москвичей на своих дачах, где они почти ничего не тратят. Туристы живут в отелях, ходят в рестораны и музеи, ездят на экскурсии. Но они не посещают больницы и поликлиники, не требуют детских садов и школ для своих детей, как это делают так называемые дачники.

"Дачники", равно как и отдыхающие, потребляют газ, воду, электроэнергию, бензин. Заметим, что все вышеперечисленное — дефицит для Крыма и его граждан.

Риторический вопрос: если провести общероссийский референдум, должны ли все регионы кормить население Крыма — по крайней мере, до денежного дождя, который обрушится на полуостров после освоения шельфа? Думается, что большинство россиян выскажутся в пользу жителей полуострова. А на следующий вопрос, надо ли всей России кормить "дачников", которые делают полуостров малопривлекательным для нормальных отдыхающих, большинство россиян явно ответят "нет". 

Не будем лукавить: отдых в Турции, Египте, Тунисе, Испании и других местах комфортнее и дешевле, чем сейчас в Крыму. Тем не менее миллионы россиян предпочитают Крым загранице из-за ностальгии по южному берегу, где жили Толстой и Чехов, где отдыхали наши бабушки. Но захотят ли отдыхающие видеть тотально застроенные небоскребами Ялту, Севастополь, мало чем отличающиеся от подмосковных Одинцова и Балашихи?