Как сообщают информагентства, представитель высшего политического руководства Ирана назвал группировку "Хезболла" союзником России. В нынешней обстановке такое заявление может сослужить Москве плохую службу, дав в руки ее недоброжелателям основания для выдвижения новых обвинений против нашей страны.
Знаковое заявление прозвучало из уст Али Шамхани, главы Высшего совета безопасности ИРИ. Он указал, что между Ираном и Россией началась новая эра взаимоотношений, и длится она уже пару лет.
Спору нет, с момента начала российской военной операции в Сирии по просьбе законного правительства этой арабской страны, российско-иранские отношения вышли на принципиально новый уровень. Мы де-факто стали союзниками, ведь Тегеран начал военную поддержку Дамаска еще раньше. Общность целей — победа над террористическими группировками в Сирии, недопущение территориального раскола страны и незаконного свержения власти и смены режима — стала основой для нашего близкого сотрудничества.
При этом следует особо подчеркнуть, что никакого формального документа, свидетельствующего о создании российско-иранского союза, де-юре пока нет. Как нет и более широкого и многостороннего документа, в котором шла бы речь, например, о союзе Москвы, Тегерана и Дамаска. То, что мы видим сегодня на практике, не более чем совместная скоординированная работа над решением конкретных актуальных задач. Может быть, союз появится в результате этой работы. Может быть. Но на данный момент формально союзниками мы не являемся.
Тем не менее господин Шамхани, развивая свою мысль о новой эре, сказал следующее: "Союз Ирана, России, Сирии, Ирака и движения "Хезболла" способен изменить баланс сил в регионе".
Вполне можно допустить, что термин "союз" был использован в несколько более широком смысле, нежели "формально союзнические отношения, закрепленные юридически обязывающим договором". Можно также допустить, что точный смысл высказывания высокого иранского чиновника был утрачен при переводе.
Но остается главный вопрос: с какой стати Али Шамхани вплел в нить своих рассуждений Ирак и "Хезболлу"?
Насколько известно, с правительством Ирака Россию не связывают договоренности, подобные тем, что существуют между ней и правительством Сирии. Точно так же известно, что Москва никогда не давала повода думать, что она готова в Ираке действовать аналогично тому, как она действует в Сирии. То есть наша страна отнюдь не намерена посылать свои ВКС в иракское небо.
Иран, напротив, осуществляет военные операции и в Сирии, и в Ираке. Это его право, коль скоро на то есть соответствующие официальные договоренности с законными правительствами обеих арабских стран. Но это отнюдь не значит, что Россия, работающая вместе с иранцами в САР, автоматически, как бы по умолчанию, должна считаться союзницей ИРИ в Ираке или союзницей Ирака. Насколько известно, с Багдадом никаких договоров о союзе Москва не подписывала.
Но еще более странным выглядит тезис Шамхани о "союзе" России с движением "Хезболла". Более того, его можно расценить как провокационный. И вот почему.
"Хезболла" — военно-политическая организация, созданная при непосредственной поддержке со стороны Тегерана в Ливане. Она объединяет основные силы ливанских шиитов. Не вдаваясь в детали истории этого движения, укажем, что "Хезболла" признана террористической организацией в ряде государств, в частности, в Израиле, в США и в некоторых европейских и арабских странах.
Совсем недавно, в ходе визита президента США в Эр-Рияд, Трамп назвал "Хезболлу" в числе четырех террористических организаций, борьба против которых является приоритетом для Америки и должна стать приоритетом для ее союзников. Помимо "Хезболлы" в список входят ИГИЛ* и "Аль-Каида"*, а также ХАМАС.
Отметим, что ни "Хезболла", ни ХАМАС в России террористическими не признаны. Но это не является основанием для утверждения о наличии какого-то союза между Москвой и одной из них.
Известно, что влияние и сфера активности "Хезболлы" вышла далеко за рамки Ливана. Она принимает участие в войне в Сирии на стороне правительства, а также действует в Йемене на стороне оппозиционных сил, поддержанных Ираном.
Но Россия не должна и не будет связывать себя союзническими узами с этой или любой иной группировкой, сколь бы влиятельной она ни была и какими бы ни были ее связи с Тегераном, Дамаском или кем-то еще.
Думается, господин Шамхани прекрасно отдает себе отчет в этом. Он знает, что никакого союза между Россией и "Хезболлой" не существует.
Но он также не может не отдавать себе отчета и в том, что любая ассоциация России с этой группировкой, признанной на Западе и в части арабского мира террористической, может иметь весьма негативные последствия для интересов России. Тем более, если эта ассоциация проведена на таком высоком официальном уровне, как Высший совет безопасности Ирана.
Своим заявлением о якобы существующем союзе России, Ирана, Сирии, Ирака и "Хезболлы", который к тому же "способен изменить баланс сил в регионе", Шамхани нанес удар по имиджу и интересам России. Он по сути создал новый предлог для обвинения нашей страны в стремлении дестабилизировать региональную ситуацию, причем чуть ли не под диктовку из Тегерана и в сговоре с проиранской террористической организацией.
Истинные союзники так не поступают.
* Террористическая организиция, запрещена в России.