Уже в этом году Каталония может стать независимой

Каталония не намерена отказываться от курса на отделение от Испании. Несмотря на неудачи прошлых лет и на жесткое противодействие со стороны Мадрида правительство автономии полно решимости провести предстоящей осенью референдум о независимости. Каковы шансы на успех?

Каталония — автономная область в составе Испании — уже не первый год пытается добиться независимости. В 2009–2010 годах был проведен целый ряд неофициальных референдумов на уровне отдельных муниципалитетов, в ходе которых идея и лозунги независимости обрели право гражданства и прочно вошли в повседневную политическую жизнь страны.

В 2012 году региональные выборы выиграли сторонники независимости. Они тут же начали подготовку к новому референдуму, который на этот раз должен был бы иметь юридические последствия. Его проведение было запланировано на ноябрь 2014 года. Но за месяц до этого конституционный суд Испании заявил о несоответствии этой процедуры основному закону королевства. Поэтому вместо юридически обязывающего референдума был проведен консультативный опрос о будущем Каталонии.

Результаты голосования показали, что 80 процентов участников высказались за полную независимость автономии. Однако никаких последствий это не получило, если не считать того факта, что тема отделения Каталонии превратилась в постоянную головную боль для Испании. Отмахнуться от проблемы с тех пор стало уже невозможно.

Следует отметить, что каталонские власти пошли на множество трюков, дабы обеспечить желаемый результат. Так, они на два года понизили возраст, необходимый для участия в избирательном процессе: с 18 лет, предусмотренных испанским законодательством, до 16. К тому же право голоса было предоставлено иммигрантам, не имеющим испанского гражданства.

Как бы то ни было, но опыт получения подавляющего большинства голосов за отделение у каталонцев имеется. И в настоящий момент они заявили о готовности провести новый, на сей раз решающий референдум осенью 2017 года.

При этом и конституционный суд, и все центральные испанские власти выступают категорически против. Они открыто говорят о том, что любые действия, направленные на достижение независимости Каталонии, являются неконституционными. Основной закон Испании действительно гласит, что для решения вопросов об отделении той или иной части государства необходим общенациональный референдум.

Однако совершено ясно, что каталонцев это не остановит. Точно так же ясно, что шансы на получение очередного положительного ответа населения автономии на вопрос о независимости очень велики. Это означает, что на Пиренейском полуострове назревает масштабный политический кризис.

Каковы могут быть его последствия?

Учитывая общий современный европейский контекст, можно полагать, что события в Каталонии станут катализатором все более популярного в Европе движения регионального сепаратизма. У всех на устах пример Шотландии. Но не менее серьезными могут оказаться сепаратистские настроения во Франции: Корсика, например, тоже давно борется за отделение от нее; существуют схожие поползновения и других частях (Бретань, Савойя).

Множество десятилетий насчитывает и борьба за независимость басков, чья страна разделена между Испанией и Францией. Несколько недель назад баскские националисты объявили о полном отказе от силовых методов борьбы, что было многими расценено как намерение сосредоточиться на более эффективных политических средствах достижения целей, в частности, с использованием каталонского опыта.

Таким образом, региональный сепаратизм, угрожающий целостности государств-членов ЕС, может стать одним из определяющих факторов европейской политики на ближайшие годы. Это тем более вероятно, если учесть эффект брекзита, который привел к ослаблению авторитета союзных властей и их способности влиять на процессы, протекающие на донациональном уровне.

Среди последствий брекзита и поразившего Евросоюз кризиса стало признание необходимости реформы союзных структур и механизмов, а главное — базовых договоров ЕС. Вряд ли приходится сомневаться, что сепаратисты внутри европейских стран постараются повлиять на эти реформы таким образом, чтобы максимально снизить роль национальных государств и правительств и одновременно добиться передачи больших полномочий на региональный и муниципальный уровни. Это наверняка будет обозначено как форма борьбы за большую степень демократии в Европе, и столицам ЕС будет непросто отбить подобные атаки и сохранить свои прерогативы.

Насколько вероятным будет подобный сценарий, во многом зависит от событий в Каталонии. На данный момент самым актуальным вопросом является то, какой будет практическая реакция Мадрида на напористые и, пожалуй, провокационные действия властей автономии. Которые, к слову, опираются на прецедент Косова. Так что если Европе и следует на кого-то сетовать, то только на саму себя.