Попытки России найти пути к восстановлению нормальных отношений со странами Запада наталкиваются в настоящее время на непреодолимые преграды, и не последнюю роль в их создании играет Организация Североатлантического договора (НАТО).
Под предлогом мнимой российской угрозы НАТО придвинулась вплотную к нашим границам, устанавливает системы ПРО, размещает батальоны с вооружениями в странах Прибалтики и Польши, проводит там военные учения, всё более раскручивая маховик гонки вооружений. Работа Совета Россия — НАТО в связи с украинским кризисом приостановлена, что увеличивает риск потенциальных конфликтов и развязывает руки ястребам от политики. Между тем, трезвый и незашоренный взгляд на прошлое и настоящее взаимоотношений России и НАТО помог бы размотать этот сложный клубок противоречий.
Начнем с того, что Североатлантический альянс создавался в 1949 году прежде всего для отражения советской угрозы. По словам первого генерального секретаря Исмея Гастингса, организация была нацелена на то, чтобы "удерживать русских в стороне, американцев внутри, а немцев под". Но что мы видим сегодня? В 1991 году Советский Союз распался, Организация Варшавского договора самоликвидировалась, а блок НАТО и ныне живет и процветает. Основанный 12 странами, альянс поглощал одну за другой страны Европы, в том числе и бывших участников Варшавского договора, раздувшись до количества в 28 стран.
Западные политики упорно отнекиваются от обещаний, данных в 1990 году президенту СССР Михаилу Горбачеву и министру иностранных дел Эдуарду Шеварднадзе, ни на дюйм не продвигаться на Восток в случае объединения Германии и вывода оттуда советских войск. Есть масса свидетельств, подтверждающих подобные заверения со стороны госсекретаря США Джеймса Бейкера, канцлера ФРГ Гельмута Коля, министра иностранных дел ФРГ Ганса-Дитриха Геншера, генсека НАТО Манфреда Вёрнера — список можно продолжить.
Впоследствии было заявлено: "Мол, вы нас не так поняли. Мы совсем не то обещали. Сами виноваты: почему не заключили юридически обязывающий договор?". Для прояснения порочности такой позиции проведём следующую аналогию. Представим себе, что порядочный с виду джентльмен сделал предложение приличной даме, но в ответственный момент скрылся, прихватив обманом полученное имущество. В ответ же на обвинения возражал: "Представьте письменные доказательства моих намерений жениться!". Это ведь не что иное, как мошенничество и вероломный обман. В приличном обществе так себя не ведут, господа!
Как свидетельствует публикация в швейцарской газете Le Temps, аппетиты НАТО лишь растут и генсек Йенс Столтенберг готовится включить в орбиту воинствующего альянса и такие страны бывшего Советского Союза, как Украина и Грузия. В качестве главного аргумента своей экспансионистской политики натовские стратеги выдвигают "аннексию Крыма" и "агрессию против Украины", которая выражается в поддержке самопровозглашенных республик ДНР и ЛНР.
Но здесь всё поставлено с ног на голову. Именно страны, входящие в НАТО и ЕС, спровоцировали вооруженный госпереворот на Украине, а референдум о воссоединении Крыма с Россией и война на Донбассе были его следствием. Но если бы не было кризиса на Украине, его бы следовало выдумать. Он вдохнул в НАТО новую жизнь и теперь под благозвучными лозунгами о защите стран Восточной Европы от иллюзорного российского вторжения военный блок предстает в образе благородного Робин Гуда.
Однако реальные действия Североатлантического альянса с этим образом как-то не вяжутся. История вторжений войск НАТО в такие страны, как Югославия, Афганистан, Ирак и Ливия, лишний раз подтверждает истинность поговорки: благими намерениями вымощена дорога в ад. И вряд ли население вышеперечисленных стран готово высказать слова признательности в адрес подобных "защитников". Скорее, наоборот.
Не пора ли НАТО прямо заявить о своих истинных целях? В Европе они заключаются в сдерживании растущего влияния России путем выстраивания своеобразного санитарного кордона на восточных рубежах. Как заявлял генерал армии США Джозеф Вотель: "Главная задача России — не дать себя окружить войсками и базами НАТО, а у НАТО задача — сделать это". Знаменитый американский публицист и философ Ноам Хомский охарактеризовал НАТО как глобальную силу под предводительством США: "Его задачей является контролирование международной энергетической системы, морских путей, трубопроводов и всего остального, что решит контролировать гегемония".
Стенания западных политиков по поводу незащищенности Североатлантического альянса перед лицом модернизированных вооруженных сил России тоже не выдерживают никакой критики. Военный бюджет одних только США в десять раз превышает военный бюджет России, а в масштабах всего альянса и того больше. США опутали весь мир паутиной военных баз (их около 800!), что порождает соблазн решать любые международные проблемы не дипломатическими, а военными средствами. По этому поводу есть остроумное высказывание американского антрополога Катрин Латц: "Когда молоток — единственный инструмент вашей внешней политики, начинает казаться, что вокруг одни гвозди".
Говорят, холодная война закончилась с распадом Советского Союза, но, судя по всему, она продолжается в головах западных военных стратегов. Чем объяснить, что до сих пор на территории Германии содержатся 172 военные базы Пентагона? Одна только натовская база Рамштайн насчитывает 50 тысяч военнослужащих США и имеет на своем вооружении около 150 единиц ядерного оружия. Даже европейцы, которых президент США Дональд Трамп упрекает в недостаточном вкладе в бюджет НАТО, тратят на военные цели в сумме в четыре раза больше нашей страны.
Другая ложная установка — о железном праве вступления в НАТО каждого государства, которое того пожелает (при наборе определенных критериев) — была опровергнута практикой жизни. Есть право, а есть и подспудное желание втянуть в военный блок всех, кого только можно. Что мы видим, кстати, на примере Черногории. В этой небольшой балканской стране разгорелись нешуточные страсти из-за раскола общества по вопросу вступления в НАТО. Нормальная демократическая практика в таких случаях — проведение общенародного референдума. Однако правящая коалиция во главе с премьер-министром Мило Джукановичем решила пойти авторитарным путем. "Руководство Черногории боится услышать мнение своего народа, — сказала по этому поводу официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. — Результаты референдума могут оказаться неудобными как для премьер-министра Черногории Джукановича, так и для натовской пропагандистской машины". Точнее и не скажешь!
Между тем, во всём мире растет понимание того, что НАТО в современных условиях — это анахронизм. По мнению журналиста из журнала Der Freitag Якоба Раймана, альянс переживает серьезный "кризис идентичности" и расширение НАТО на восток никак не связано с защитой демократии или либеральных ценностей, а носит агрессивный характер.
Абсурдность обвинений руководителей НАТО в адрес России наводит на мысль, что в основе проблемы лежат интересы военно-промышленного комплекса западных стран и неуемная алчность входящих в него производителей оружия. Если Россия предлагает единую зону безопасности от Ванкувера до Владивостока, то всё, что нам могут предложить "интеллектуалы" от НАТО, — это втягивание в новую гонку вооружений, в гибридные войны с риском разжигания реального военного конфликта. Но ведь это путь в никуда.