Инквизиция готовится обрести второе рождение в Таджикистане. Во всяком случае, такой вывод можно сделать после подписания Эмомали Рахмоном закона, вводящего уголовную ответственность за чародейство и колдовство. Санкции предусмотрены нешуточные — до семи лет лишения свободы. Хотя, конечно, все относительно. В средневековой Европе было хуже.
Средневековые инквизиторы предусматривали для своих жертв практически одно наказание — смерть. "Нераскаявшихся" даже после зверских пыток ведьм и колдунов ждал костер, "раскаявшихся" тоже сжигали, но в знак милости удавливали перед сожжением. Впрочем, изредка колдующих и чародействующих граждан могли и посадить в тюрьму — обычно пожизненно.
Надо сказать, что во многих мировых религиях существуют жесткие санкции против волшебников. Ветхий Завет, например, однозначно предписывал их казнить (хотя и менее изощренно, нежели это делала католическая инквизиция), сходные нормы можно найти и в Исламе.
Ну, а что Христос никого не призывал убивать — так его ж заповеди тоже умудрились "творчески переосмыслить". Пусть ныне римские понтифики и официально извинились за жестокость инквизиторов Средних веков.
Кстати, боязнь колдовства и принятие против него уголовных санкций — следствие не столько убеждений конкретных политиков, сколько настроений, доминирующих среди простых граждан. Государственные мужи в этом лишь идут навстречу электорату.
Если люди верят во всякую "чертовщину", то и будут требовать "суда над ведьмами, наславшими порчу", а то и сами будут совершать такой самосуд. Как это иногда случается даже в отдаленных селах России — когда какую-нибудь "подозрительную бабку" соседи как раз и начинают подозревать во всяческих пакостях. Хорошо еще, если до смертоубийства не доходит.
А вот, скажем, в Новой Гвинее нравы суровее. Там в силу колдовства верят, поэтому "колдуньям" приходится несладко. Там смертный приговор выносится без суда и следствия.
Но вернемся к Таджикистану. По всей видимости, население Таджикистана после четверти века получения независимости от СССР, где с такими пережитками хоть как-то боролись, вновь возвращается к средневековым страхам. За которыми и следует обычно вспышки "охоты на ведьм".
Административная ответственность за колдовство в Таджикистане и так уже была — теперь, видимо, там решили, что "чародейская опасность" так возросла, что простыми штрафами ее не искоренить. Да и те же колдуны с ведьмами почти идеальные козлы отпущения, на которых можно свалить почти все неприятности в стране.
Интересно, правда, как будет проходить следствие по "колдовским делам". Ведь практика хоть католической инквизиции, хоть протестантского дела "Салемских ведьм", хоть доморощенных борцов с ведьмами из Новой Гвинеи убедительно показывает абсолютную юридическую несостоятельность таких процедур. Когда в основе лежит облыжное подозрение, "царицей доказательств" становится пытка, а предметом обвинения — потусторонние вещи, слабо поддающиеся обычному рациональному анализу.
Найденные куклы-вольты, пронзенные иголками, — это ведь ерунда, такими и дети, насмотревшиеся мистических ужастиков, баловаться могут. Так что суд, как и при рассмотрении любого дела, должен будет обратиться к экспертам.
Соответственно, для расследования дел о "порче и сглазе" таджикским судьям теперь надо будет привлекать к сотрудничеству других, так сказать, "хороших" магов и чародеев. Которые и дадут экспертное заключение: "По результатам обследования, у жертвы наблюдается прорыв ауры в области третьей чакры, характер воздействия указывает на возможность нанесения энергетического удара колдуном имярек".
Но тогда получается, что в стране с абсолютным преобладанием ислама будут бороться не столько с колдовством, сколько с "плохими" колдунами. Вопреки вышеупомянутым религиозным нормам, запрещающим такую деятельность вообще.
Вскользь можно заметить, что Православная церковь, в принципе не отвергая возможности злого колдовства, тем не менее относилась к таким эксцессам рассудительно. Вместо учреждения собственной инквизиции, Православная церковь рекомендует верующим больше молиться, ходить в храмы, принимать Таинства, творить добрые дела — и тогда никакая черная магия не будет иметь никакой власти над теми, в ком живет Христос.
С духовной агрессией надо и бороться духовными мерами, а не с помощью карательного аппарата государства, огня и железа.
Также по теме: