К аварии Superjet100 в Шереметьеве привели системные ошибки Росавиации и "Аэрофлота" в работе по подготовке пилотов, считает заслуженный пилот РФ Юрий Сытник.
12 мая в Мьянме без выпущенной стойки переднего шасси аварийно сел Embraer 190, прямой конкурент Superjet 100. Корпус воздушного судна заискрил, но пожара не произошло. Какой контраст с происшествием в Шереметьеве! И он не случаен. Все дело в том, что российские пилоты не обучены действовать в стрессовых ситуациях.
Об этом говорит статистика. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), за 2018 год число тяжелых летных происшествий в странах СНГ (оцениваются как один регион) для реактивных лайнеров на один миллион полетов составило 1,19 — самый высокий показатель в мире. По информации Международного авиационного комитета (МАК), в 2018 году число жертв авиакатастроф в странах бывшего СССР увеличилось более чем вдвое, до 164 человек. Особенно резко в России — в 2,5 раза, до 128 человек. В 75 процентах случаев причиной происшествий был человеческий фактор.
Опубликованные предварительно выводы следствия по катастрофе в Шереметьеве говорят о том, что и здесь этот фактор стал решающим. Молния, как рассказал "Коммерсанту" источник в следствии, ударила в самолет и отключила автоматику на Superjet 100. Но cоздалась не критическая, а нештатная ситуация: нужно было работать в режиме ручного управления при электроснабжении на аккумуляторных батареях.
Однако экипаж c нештатной ситуацией не справился. В результате пилоты не смогли посадить самолет в расчетной точке приземления в начале ВПП, перелетев ее. Вторая ошибка — перед самым приземлением был резко увеличен режим работы двигателей, а нос самолета опущен. После сильного удара о поверхность передняя стойка шасси подбросила машину вверх, вызвав серию еще более сильных отскоков, которые летчики называют "козлом". Задние стойки шасси продавили баки лайнера, что привело к утечке керосина и пожару в хвостовой части лайнера. Хотя, согласно нормативным документам по Superjet 100, летчикам при "козле" предписано прекратить посадку и начинать экстренный взлет уже после первого отскока.
Проблему пилоты видят в том, что в гражданской авиации разучились управлять самолетами. Так, пилот-инструктор Денис Окань написал в своем блоге: "Внес данные в бортовой компьютер о маршруте, взлетел, набрал метров триста, нажал несколько кнопок, и — вуаля! — самолет летит, а ты лениво попиваешь кофе. На посадке, так уж и быть, можно "порулить". Немного — метров с трехсот, когда лайнер уже на прямой и его не надо особо стабилизировать". По его словам, в 99,99 процента случаев все так и происходит и заканчивается аплодисментами пассажиров.
Как сказал "Правде.Ру" заслуженный пилот России, член комиссии при президенте РФ по развитию авиации общего назначения Юрий Сытник, "налицо системная ошибка руководства Росавиации, которая упростила программы, прекратила аэродромные тренировки с летчиками, с командирами кораблей".
"Все особые случаи полета отрабатываются только на тренажере, и это упущение командно-инструкторского состава компании "Аэрофлот" под руководством Савельева", — добавил Юрий Сытник в интервью "Правде.Ру".
По его мнению, нельзя было запрещать экипажам "тренировки" во время полета с пассажирами, так как "любой полет является учебным для экипажа". "Сколько бы человек ни летал, ему постоянно нужно поддерживать свои навыки. Поэтому он должен научиться садиться с боковым ветром, в условиях грозовой деятельности, в условиях скользкой ВПП, залитой осадками, и все это на ручном управлении", — отметил пилот для "Правды.Ру".
"Хотя бы две посадки в месяц на ручном режиме каждый пилот должен делать. Они этого не делали. Это привело к недоученности, неудовлетворительной подготовке к полетам и, в конечном итоге, к катастрофе, потере жизней ни в чем неповинных пассажиров", — продолжил эксперт беседу с корреспондентом "Правды.Ру".
"Нужно готовить летчиков, командно-инструкторский состав, а не в носу ковыряться на теплом месте. Вы не представляете, какие зарплаты у людей из руководящего состава! От миллиона рублей в месяц. И они подготовили эту катастрофу и успешно ее провели. А теперь отмазываются, что самолет плохой", — резюмировал Юрий Сытник для "Правды.Ру".
Члены экспертного совета Госдумы по авиационной промышленности намерены провести совещание о крушении Superjet 100, сообщил глава экспертного совета, первый замглавы комитета ГД по экономической политике Владимир Гутенев. "Если будет выявлено, что существуют серьезные пробелы в подготовке пилотов, что, конечно же, является недопустимым, то наряду с изменениями программ обучения мы будем принимать и выводы в отношении тех лиц, которые должны обеспечить процесс подготовки", — заключил Владимир Гутенев.
Читайте по теме:
Почему "Суперджеты" летают в два раза меньше "Боингов" и "Эйрбасов"
Назад к "Туполеву": "Суперджет" — это "концептуальная ошибка" — эксперт