Двойной теракт в Иране: сможет ли ЦРУ спровоцировать переворот в Тегеране?

Фото: AP

7 июня, главным событием для мировых информационных агентств стал двойной теракт в Тегеране. Дерзость террористов не имела прецедентов: никогда ранее за минувшие 38 лет, прошедшие с иранской революции 1979 года, противники нынешнего режима не могли проникнуть в здание парламента и не совершали взрыв у мавзолея первого верховного лидера страны — аятоллы Хомейни. Оба этих объекта входят в число самых надежно охраняемых, и как туда проникли террористы — большой вопрос. В результате двух терактов погибли 12 человек, еще 39 получили ранения.

С раннего утра сообщения о действиях террористов в Тегеране очень напоминали сценарий начала переворота, в который вовлечена часть нынешнего истеблишмента Ирана. Иначе как объяснить провал в работе спецслужб, не сумевших остановить нападавших еще по пути в парламент?

Утром 7 июня в 09:20 по местному времени четыре человека с автоматами ворвались в здание иранского парламента — меджлиса. Они открыли огонь по сотрудникам охраны и рассеялись по зданию, где начали вести беспорядочный огонь из автомата по случайным людям. Часть боевиков, готовясь к обороне, превратили кабинеты аппарата парламента в укрепленные огневые точки. Один из террористов, поднявшись на пятый этаж, взорвал себя.

План действий террористов в Тегеране очень напоминал начало трагедии в парламенте Армении 27 октября 1999 года, когда во время очередной сессии Национального собрания Армении в зал заседаний депутатов ворвались вооруженные люди, которые начали стрелять из автоматов и убили премьер-министра Вазгена Саркисяна и спикера парламента Карена Демирчяна. Теракт в парламенте Армении тогда вызвал подозрения, что у террористов были сообщники в службе охраны Национального собрания.

Такое же подозрение возникло сейчас и в Тегеране. Причем не только у экспертов, но и у самого руководства Ирана. "Не начало ли заговора?", — наверняка таким вопросом задались первые лица страны, которым трудно было скрыть растерянность в первые минуты теракта. Спикер меджлиса Али Ларинджани выступил со специальным заявлением. "Иран является активным и эффективным центром борьбы с терроризмом, и они хотят преломить эту тенденцию", — заявил он. Министр внутренних дел Ирана Абдолреза Рахмани Фазли анонсировал экстренное заседание Совета безопасности, которое состоится в ближайшее время.

Несмотря на первоначальное замешательство, власть действовала решительно: к зданию парламента были направлены элитные силы спецназа и армии, которые зачистили здание парламента, уничтожив всех боевиков. Живым ни один из террористов не сдался: все погибли. По данным местных СМИ, жертвами нападения стали семь человек.

Одновременно с нападением на парламент четверо террористов — двое мужчин и две женщины — совершили еще один дерзкий теракт. Они открыли огонь из автоматов по людям, собравшимся на площади возле здания мавзолея первого верховного правителя Ирана аятоллы Хомейни. Вскоре после начала атаки одна из нападавших взорвала себя перед ближайшим полицейским участком. Еще один из боевиков был уничтожен силами безопасности, другой — проглотил ампулу с цианидом и на месте скончался. Единственный оставшийся в живых террорист — вторая женщина, которая была задержана. Она может дать ценные показания следствию о том, кто именно организовал эти теракты.

Обращает на себя еще одно важное обстоятельство: оба теракта в Тегеране совершены спустя лишь несколько дней после громкого дипломатического скандала на Ближнем Востоке, в ходе которого семь стран — Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн, Йемен, Египет, Ливия и Мальдивская республика — объявили о разрыве дипломатических отношений с эмиратом Катар. Королевскую семью Катара обвинили в тайных связях с Ираном. И вот на фоне этого обострения в Персидском заливе — два теракта в Тегеране.

Имеются серьезные подозрения по поводу того, что и изоляция Катара, и теракты в Тегеране — это звенья одной цепочки. Это составные части тайного плана ЦРУ по дестабилизации Ближнего Востока. Успешная реализация плана ЦРУ по развалу Советского Союза путем внедрения в Политбюро ЦК своего агента влияния и дестабилизации одной шестой суши изнутри показал руководителям штаб-квартиры в Лэнгли, что и Иран можно развалить не путем войны, а посредством создания внутренних социально-политических волнений.

Успех ЦРУ налицо: участники терактов, мусульмане-сунниты, смогли незамеченными проникнуть самый охраняемый центр Тегерана и нанести удары по парламенту и духовному символу страны. Так что репутация иранских спецслужб, которые наряду с израильскими считались безупречными, оказалась подорванной. Последний раз крупные теракты в Иране были в 2000 году: нападения террористов были городах Чахабар (15 погибших), в Махабаде (12 жертв) и в Захедане (убиты 20 человек).

Есть еще один опасный для стабильности в Иране фактор: почти 30 миллионов жителей страны — это этнические азербайджанцы, которые в 2006 году уже выходили на улицы иранских городов с акциями протеста. Это протестное движение вошло в историю как "карикатурный скандал". 12 мая 2006 года на воскресном детском выпуске "Кудек" ("Младенец") полуофициальной газеты "Иран" была размещена карикатура, высмеивающая азербайджанский язык. На рисунке был изображен мальчик, пытающийся говорить с тараканом по-персидски, на что таракан отвечает по-азербайджански: "Что?" (Nəmənə?). Самая крупная акция протеста прошла в Тебризе, который неофициально считается столицей Иранского Азербайджана: там были разгромлены полицейские участки. Власти были вынуждены выполнить требования протестующих: газета "Кудек" была закрыта, а ее главный редактор Мехрдад Гасемфар и художник Мана Нейестани были задержаны.

Азербайджанцы проживают компактно на северо-западе Ирана, в Южном Азербайджане: в провинциях Западный и Восточный Азербайджан, Ардебиль, а также Зенджан, Газвин, Хамадан, Гилян. Азербайджанский язык очень сильно отличается от государственного персидского, так как имеет тюркское происхождение. Так что серьезное различие в этнических корнях персов и азербайджанцев нередко вызывает напряженность в иранском обществе.

Впрочем не всегда акции протеста в Иране происходят по причине межэтнических противоречий. В 2009 году акции протеста были вызваны чисто политическими проблемами: люди вышли на улицы после официального объявления итогов президентских выборов. В июне 2009 года, после официального объявления ЦИК победы президента Махмуда Ахмадинежада, в Иране начались массовые выступления сторонников лидера оппозиции Мир-Хосейна Мусави. В Тегеране несколько тысяч человек вышли на демонстрации под лозунгами "Долой диктатора!" и "Смерть диктатору!".

В ночь на 16 июня в Тегеране полиция застрелила семь участников протестов, десятки были арестованы и погибли от пыток в тюрьмах. Полгода спустя, 27 декабря 2009 года, во время очередной манифестации протеста, полиция открыла огонь, убив четырех человек, в числе которых — племянник Мир-Хосейна Мусави. Телеканал "Аль-Джазира" назвал эти массовые выступления 2009 года "крупнейшими акциями протеста со времен революции 1979 года".

Тем не менее в настоящее время, как считают эксперты, режим в Тегеране пользуется поддержкой большинства населения страны, и нет оснований опасаться начала событий, похожих на "арабскую весну" в Египте, Тунисе и Ливии. Несмотря на то что долгие годы страна была под международными санкциями, уровень жизни в стране достаточно высок, если сравнивать с другими странами региона.

Тем не менее сегодняшние теракты показали, что ЦРУ и суннитские террористы нащупали ахиллесову пяту иранского режима: в стене железобетонного теократического режима в Тегеране обнаружена брешь, и теперь никто не может гарантировать, что американские спецслужбы не попытаются повторить в Иране реализацию сценария развала Советского Союза. Один из вариантов, который рассматривается в Лэнгли: спровоцировать этнический конфликт между персами и азербайджанцами.