Продолжает расти число жертв мощнейшего урагана. Подсчитываются материальные потери. Идет разбор полетов в прямом и переносном смысле. Почему творилась такая жуть? И почему многих это застало врасплох? Какими должны быть выводы? Как всегда, главные вопросы: кто виноват и что делать? Об этом "Правде.Ру" рассказал ведущий специалист Центра погоды "Фобос" Евгений Тишковец.
Синоптик сообщил, что "скорость циклона достигала 40 км/ч, ураган был вызван вторжением атлантического воздуха, который был настолько насыщен теплом и влагой, что возникли так называемые маскированные дождевые облака. Их трудно обнаружить на локаторах и на синоптических картах". Евгений Тишковец считает, что МЧС и Гидрометцентр должны были заранее оповестить москвичей и жителей Подмосковья о надвигающемся урагане.
Этого по неизвестным причинам сделано не было. В результате жители, не зная о масштабе угрозы, беспечно разгуливали по улицам. С чем связан явный просчет в работе МЧС и Гидрометцентра? Устарело оборудование по мониторингу атмосферных явлений? Или причина в человеческом факторе? Как в случае надвигающегося урагана действуют в США, где часто происходят тайфуны и торнадо?
— Евгений Александрович, что это вообще было? Почему так внезапно обрушился ураган такой мощности?
— Подобных ураганных ветров в мае не было за всю историю инструментальных метеорологических наблюдений. Ураган достигал скорости 30 метров в секунду, вылилось до 60 процентов месячной нормы осадков. По осадкам вопрос спорный, но вот такого урагана именно в мае точно не было никогда.
Причина в том, что в атмосфере наблюдалось редчайшее сочетание разных факторов — точка окклюзий — когда в одном месте сталкиваются три атмосферных фронта: фронт окклюзии, теплый и холодный фронты. Если это смыкание происходит в период максимального прогрева воздуха, то есть, наибольшей конвекции, то случается взрывной теплокинез, который формирует мощнейшие грозовые облака.
Это происходит буквально в считанные часы. Их верхушка — верхний край облачности — уходит в стратосферу. У этого урагана мы наблюдали верхний край размером в двенадцать тысяч метров. Вообще для мая такие облака редкость. Обычное грозовое облако обладает энергией трех атомных бомб, сброшенных на Хиросиму, это колоссальная энергия.
Такие облака всегда сопровождаются мощнейшими ливнями. При этом растет скорость ветра, который идет впереди как каток перед каждым грозовым облаком. Поэтому происходят резкие сдвиги ветра, усиления его шквалистых показателей до десяти метров в секунду. Такой ветер по шкале Бофорта оценивается в 11 баллов. На каждый квадратный метр мощность достигает 80-100 килограммов.
— Какова роль спутников в наблюдении и мониторинге подобных атмосферных явлений? Можно сделать так, чтобы сигнал тревоги быстро был передан со спутников соответствующим ведомствам — МЧС, Гидрометцентру, и они тоже быстро сообщили об этом населению?
— Что касается спутников, то это ахиллесова пята отечественной метеорологии. В последнее время были только единичные случаи запуска метеорологических спутников, но они всегда финансировались по остаточному принципу. Их постоянно постигают какие-то неудачи. Они пару лет патрулируют небо, а потом почему-то выходит из строя. По большому счету, у нас нет полноценной космической группировки, которая непрерывно в реальном времени ведет мониторинг опасных явлений на всей территории страны. В основном мы пользуемся спутниками иностранных государств.
Что касается этого случая, то здесь спутники особой роли не играли, потому что глазами и ушами любого синоптика являются метеорологические и радиолокационные станции, на которых начинающийся ураган видно уже за сутки. Да, ожидались достаточно сильные штормовые ветры, но ничто даже не предполагал, что они достигнут таких ураганных значений за сутки.
В тот день где-то в районе одиннадцати часов утра уже многое было понятно. По крайней мере, такая картина прослеживалась на метеорологических локаторах и на синоптических картах. Когда порывы ветра уже превышали четыре метра в секунду, то можно было понять, что погода будет только ухудшаться. Оставалось еще несколько часов, которых сполна бы хватило на того, чтобы предупредить людей.
Не буду отрицать, что просто произошел сбой. У нас система штормового предупреждения, точнее, доведения до каждого гражданина штормовой информации, практически отсутствует. Присутствуют какие-то единичные СМС-сообщения от двух мобильных операторов. Я лично ничего не получал, хотя и так понимал, что надвигается настоящий армагеддон.
Почему толковая система оповещения отсутствует, я не знаю. Либо это экономия средств, либо какие-то законодательные проблемы. Хотя подобная эффективно система действует во всех передовых странах. Даже о торнадо, которые можно зафиксировать всего за десять минут, успевают сообщить. Этих минут хватает, чтобы человек схватил документы и убежал в подвал. Это спасет ему жизнь.
Вопрос злободневный. Мы говорим об этом уже несколько лет, но ничего не сдвигается с мертвой точки. Все начинают предупреждать об опасности только тогда, когда это уже случилось. Нужен серьезный подход в организационной структуре и высокий профессиональный уровень сотрудников. К сожалению, 90-е годы до сих пор отдаются просадкой в метеорологии, как и в других смежных сферах.
— Авиадиспетчерская служба отлично отработала, предупредила пилотов, чтобы те ушли на другие запасные аэродромы, трагедий в небе в результате не было. Она достойна похвалы?
— Да, они сработали на высоком уровне. Были приняты совершенно грамотные решения. Снос таких многотонных машин привел бы к еще большим трагедиям. Авиаторами были приняты грамотные решения.
— Очевидно, что Гидрометцентр и службы безопасности МЧС должны оперативно работать в связке. И прежде всего надо наладить оперативное массовое оповещение. Что для этого нужно сделать?
— Вопрос надо рассмотривать самым тщательным образом, всю структуру системы предупреждений и оповещений населения надо менять. Должна быть выстроена мгновенная цепочка между Гидрометцентром, МЧС и местными органами самоуправления, которые также должны всех оповещать. Им всегда надо быть в боевой готовности.
Гидрометцентр обладает огромными ресурсами, возможностями, научным потенциалом, который позволяет ему предвычислять подобного рода опасные штормовые явления. К сожалению, к потребителю и конечному пользователю эта информация не всегда доходит. Здесь виноваты промежуточные звенья. Нужно выстраивать новую цепочку, по которой информация будет распространяться в режиме реального времени.
Беседовал Айдын Мехтиев
К публикации подготовил Юрий Кондратьев