"Дело Гавунаса": сфабрикованные расследование и ущерб?

"Тот беспредел в погонах, с которым пришлось столкнуться на следующий день мне и моим родным, потряс и поверг в шок, вывернув всю мою прошедшую жизнь наизнанку!" — это слова из декларации Льва Саляева, представленной израильскому нотариусу в Эстонии в 2013 году. "Дело Гавунаса" псковских следователей и прокуратуры обрастает все более странными деталями.

Напомним, длительное время Михаил Гавунас был одним из определяющих игроков на политическом поле Псковской области. В конце 1990-х он работал заместителем главы администрации Псковской области. В течение десяти лет переизбирался депутатом Псковского областного Заксобрания. Однако в 2012 году депутаты досрочно прекратили полномочия своего коллеги. Причиной стало наличие у него гражданства Израиля. Соответствующие документы Заксобранию предоставила прокуратура Псковской области.

Одним из следующих шагов преследования предпринимателя стало возбуждение уголовного дела по статье "мошенничество", следствие вменяло Михаилу Гавунасу контроль над акциями компании "Псковпищепром". В качестве потерпевшего выступила администрация Псковской области.

В апреле 2012 года Михаил Гавунас уехал из России — за несколько месяцев до того как ему были предъявлены обвинения. Это не помешало псковским силовикам в августе того же года предъявить ему заочное обвинение. Сначала Гавунас был объявлен в федеральный розыск, потом — в международный, а в начале 2013 года заочно арестован.

Удивительно, но, несмотря на проведение всех следственных действий, следствие не торопится передать дело в суд — наоборот, приостанавливает его.

Целый комплект документов, доказывающий, что "дело Гавунаса" — сфабрикованное расследование, пришел в "Антикоррупционный фронт". Из него становится ясно, что это дело пронизано ложью и подтасовками, основано на домыслах и незаконных действиях, а его целью является отъем собственности у российского бизнесмена Михаила Гавунаса.

В 2012 году "Антикоррупционный фронт" писал о захвате Льва Саляева и его незаконном удержании в стенах псковской прокуратуры. Существует видео, на котором сам Саляев рассказывает о том беспределе, которому он подвергся, а также объясняет, что стало причиной его отъезда вместе с семьей из России.

Отказ в праве на суд

Лев Саляев несколько лет живет Эстонии и, казалось бы, возвращаться в Россию не собирается. Но это только кажется. Саляев до сих пор пишет заявления и декларации, записывает видео и постоянно требует, чтобы ему было предоставлено конституционное право на справедливый суд. Вот только следователю Андрею Мазурову, который ведет "дело Гавунаса", он уже не нужен. Вероятно, следователь мстит Саляеву за то, что тот не умолчал о фактах, порочащих Мазурова. Что это за факты? По словам Льва Саляева, Андрей Мазуров требовал от него оговорить Михаила Гавунаса: несколько раз присылал ему на почту текст показаний, требуя, чтобы Саляев заучил его и огласил на допросе под видеозапись.

Просто представьте ситуацию: следователь отправляет подозреваемому его показания по электронной почте, которые он должен дать! До чего должна была докатиться правоохранительная система России, чтобы таким образом собирать доказательства.

Складывается ощущение, что еще в 1937 году в недрах НКВД в барокамерах заморозили самых беспринципных сотрудников. И разморозились они сейчас, спустя более полувека, начав возвращать 37-й год: аресты, доносы, "черный воронок" и многое другое. Пыток пока нет, но вдруг оборотни в погонах решат поменять законодательство и введут дыбу, иголки под ногти, избиения — все то, чем славилась сталинская машина репрессий.

"Ежов… пристально посмотрел на меня и сказал: "Был у меня такой хороший приятель Марьясин… вместе с ним работали мы в ЦК. Марьясин пошел против нашего дела и за это по моему указанию его каждый день били… Дело Марьясина было давно закончено, назначалось к слушанию, но каждый день откладывалось по моему распоряжению для того, чтобы продолжать избивать Марьясина. Я велел отрезать ему ухо, нос, выколоть глаза, резать Марьясина на куски. И так будет со всеми" (Петров Н., Янсен М. "Сталинский питомец" — Николай Ежов. М., РОССПЭН, 2008. С. 350.).

Но вернемся к Льву Саляеву. Являясь честным человеком, он не пошел ни на сговор, ни на преступление. Саляев требовал адвоката, но раз за разом получал отказ. После общения со следователем Мазуровым ему пришлось лечь в клинику. А когда закончился срок "подписки о не выезде", он уехал из страны в ближайшую Эстонию.

Все знают, что в России развернута борьба с двойным гражданством. Справедливая, незаконная, необходимая, антиконституционная борьба. Если бы у Льва Саляева, его жены и ребенка не было бы второго гражданства, он уже давно бы лежал на общенародном кладбище Пскова, в Орлецах. Его сердце могло просто не выдержать того давления, которое от имени государства оказывал на него Мазуров.

Получается, что двойное гражданство — это своеобразная гарантия от незаконного преследования со стороны людей, облеченных властью, вроде бывшего прокурора Псковской области Тимура Кебекова, который являлся инициатором и идейным вдохновителем уголовного преследования Гавунаса и Саляева, или таких следователей, как Андрей Мазуров.

Саляев смог уехать из России и, скорее всего, спас этим и себя, и свою семью.

Эстония не отдает Саляева

Это дело тянется уже пять лет. Но никакого следствия не ведется. Мазуров написал десятки томов, провел десятки экспертиз, допросил десятки свидетелей, но что в итоге? Дело уже давно должно было быть передано в суд. Да, дело с миллиардным ущербом пять лет просто лежит в Следственном управлении Следственного комитета.

Даже сам обвиняемый Лев Саляев требует от следователя передать дело в прокуратуру, чтобы его дальше могли отправить в суд. Саляев пишет официальные ходатайства, просит следователя выделить материалы в отдельное уголовное дело, ознакомить его самого или адвоката с материалами и принять по нему законные решения.

Ранее, чтобы не передавать дело в суд, Мазуров отвечал, что ему вроде как не известно, где живут обвиняемые. Об этом знал весь Псков, только следователь Андрей Мазуров, который регулярно получал от Саляевых письма с обратным адресом, почему-то не знал.

Но было и второе препятствие, с точки зрения Мазурова, — решение о выдаче Саляева должен был принимать национальный Интерпол или другие подобные компетентные органы. Так вот, что интересно: Интерпол Эстонии отказал российскому Интерполу в выдаче Саляева. Недавно стал известен ответ прокуратуры Эстонии: "На основании п. 2 ч. 1 ст. 436 УПК Эстонская Республика отказывается от международного сотрудничества, если сотрудничество противоречит общим принципам эстонского права". Это официальный отказ в выдаче Льва Саляева Российской Федерации. Правоохранительные органы Эстонии считают, что срок давности привлечения к уголовной ответственности Льва Саляева истек еще до момента возбуждения уголовного дела, и поэтому они отказываются его передавать России.

В ответе эстонской прокуратуры есть еще такая фраза: "Также отмечаю, что международные правовые поручения исполняются на основании исполняющего государства, а не запрашивающего государства". Это говорит о том, что репрессивные нормы российского законодательства не работают на территории демократических государств. И наталкивает на мысль, что помимо паспорта России, иногда очень неплохо иметь паспорт другого государства.

Итак, Эстония отказала выдавать Саляева. Лев Давидович пишет следователю Мазурову ходатайство и просит выделить касающиеся его материалы. Но Мазуров, естественно, отказывает.

Читаем постановление: "Доводы обвиняемого Саляева Л. Д. о том, что в отношении Салопова В. В. выделено уголовное дело и затем прекращено, что следствие не предпринимает мер к наложению ареста на имущество Салопова В. В., который Арбитражным судом Псковской области признан несостоятельным (банкротом), не обосновывают его ходатайство о принятии следователем решения об окончании предварительного следствия и предъявления защите материалов уголовного дела для ознакомления в порядке ст. 217 УПК РФ".

Мазуров за Салопова

Андрей Мазуров собственноручно подтвердил, что не намерен ничего предпринимать в отношении Василия Салопова. Он заверил, что, да, Салопов признан банкротом, но накладывать арест на имущество никто не собирается.

Если верить документам Льва Саляева, задолго до окончания сроков давности уголовного преследования Василия Салопова, 22 июня 2012 года, Мазуров направлял ему на электронную почту текст показаний, где фигурировал Салопов.

Получается, что еще задолго до окончания сроков давности уголовного преследования Василия Салопова — 14 декабря 2015 года — следователь Андрей Мазуров знал о его роли в этом деле, но дал ему избежать уголовного наказания.

В итоге, получается, мы имеем сфабрикованное дело и сфабрикованный ущерб в миллиард рублей. Откуда взялся такой гигантский ущерб, не знает даже потерпевшая сторона, а именно — администрация Псковской области. Также у нас перед глазами есть расследование дела следователем Следственного комитета: обвиняемый живет в иностранном государстве, его защищает право этого государства, и это право не позволяет компетентным органам выдать его правоохранительной системе России. Кроме того, есть обвиняемый Салопов, признавший миллиардный ущерб. И хотя по суду он признан банкротом— в его отношении ни потерпевшая сторона, ни следствие не предпринимают никаких действий.

Не кажется ли вам, что благодаря таким "профессионалам", как следователь Мазуров, инициатор дела бывший прокурор области Кебеков, губернатор Псковской области Турчак, в России никогда не будет порядка, уважения к букве закона, а будет продолжать править коррупция, рейдерство и организованные преступные группы?