Реформу полиции отправили на второй круг

Огромная сумма (семь триллионов рублей) будет выделена системе МВД России. Нет, полицию больше не собираются реформировать, лишь улучшать. В правоохранительном ведомстве на эти деньги собираются повысить раскрываемость преступлений, обеспечить жильем полицейских и наладить работу министерства внутренних дел. Что же получится сделать на эти деньги?

Когда из государственного бюджета начинают на определенные проекты выделяться огромные суммы денег, с одной стороны, испытываешь чувство гордости (что деньги есть), с другой, становится интересно, на что же их потратят. Так получается и в этот раз, когда МВД предложило свою программу "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности". Документ уже утвержден в минфине и минэкономразвития, а на саму программу до 2020 года планируется потратить 7,4 триллиона рублей.

Предложения по "улучшению" российской полиции разбиты на две части. Одна часть секретная, вторая — вполне доступная. В последней предлагается несколько подпрограмм: "Предварительное следствие", "Полиция", "Внутренние войска" и уже принятая "Повышение безопасности дорожного движения". Именно на эти аспекты в работе правоохранительных органов в течение 16 лет будут обращать особое внимание, заручившись поддержкой бюджетных средств.

 

Палки в колеса

Первоочередная задача МВД (которая прописана в структуре предложенного документа) — улучшение показателей в раскрываемости тяжких и особо тяжких преступлений. Планы в этой сфере у полиции не футуристичные: уже в 2014 году правоохранители намерены закрыть дела по 97 процентам вышеозначенных преступлений. Цифра, надо сказать, весьма амбициозная. И если в этом показателе планка поднята очень высоко, то опустить "ниже плинтуса" собираются процент возвращаемых прокуратурой дел на доследование. По мнению полицейских, процент таких дел должен составлять не более 3,5, но это планируется лишь к 2020 году.

Читайте также: Погиб на задании... Кто остановит счет?

Проще говоря, МВД собирается достичь определенных высот (не чета нынешним) в расследовании уголовных дел, то есть в будущем научиться передавать на утверждение "папочку" с идеально проведенной следственной работой, исчерпывающими доказательствами, грамотными формулировками… В общем, такую "папочку", которую без промедления одобрит прокурор, примет суд и вынесут такое судебное решение, прибавляющее "плюсов в карму" следователям и подразделению, занимавшимся расследованием. Решение суда, к слову (если кто не в курсе), должно быть исключительно обвинительным, иначе все зря.

На этом стоит остановиться подробнее. Сама система "перетекания" дела из одного ведомства в другое на нынешний момент представляет из себя несложную схему: следствие, прокуратура, суд. Однако спросив любого следователя о процессе такого "перетекания", можно услышать массу недовольства и жалоб: дело передать надо, а прокуратура "заворачивает" на доследование. С учетом такой специфики некоторые уголовные дела находятся в производстве довольно долго, а что еще доследовать, переделывать или доделывать порой не понимает ни следователь, ни прокуратура, которая "гоняет бумагу" взад-вперед либо из-за бюрократического кредо, либо из-за вещей и материй, о которых лучше не говорить.

Таким образом, реформированием одной только полиции с последующим улучшением в области следствия тут не обойтись: правоохранители настолько тесно сплетены с другими ведомствами, что реформа и улучшение (в идеале) должны коснуться всех. Но об этом пока никто не говорил. Еще одна проблема, которую в полиции хотят устранить, но открыто об этом не заявляют — "палочная система" работы правоохранительных органов. Палки в колеса полиция вставляет себе сама: с одной стороны, от полицейских их вышестоящее начальство требует определенных показателей, с другой — достигнуть показателей такой величины "на местах" оказывается не под силу. То есть, сама система требует от себя невероятного тонуса, но как его достигнуть не понимает. Каждый отдел и каждый его начальник обязан соответствовать определенной норме выработки: раскрываемость в месяц или в год. И если в требованиях указано, что УВД обязано раскрыть 15 грабежей, так и должно случиться на деле. Только вот как это будет делаться?

"Доходило до того, что человеку, определенно причастному, скажем, к какому-то другому преступлению, говорили: давай мы тебе кражу напишем, тебе какая разница, — говорит сотрудник одного из отделов уголовного розыска. — Человек соглашается, отдел ставит галочку. Все нормально, все выполняется".

Таким образом, полиция работает не на эффективность, а на показатели. И даже в новом документе МВД, как и во всей реформе полиции в целом, никто не задумался о том, как уйти от системы, которая губит эффективность на корню.

Читайте также: Народные дружинники: все тайны работы

Могут не справиться

О том, что полицейская реформа проскакала галопом и была проведена очень поверхностно, говорит множество экспертов. МВД, готовя документ об "Обеспечении общественного порядка и противодействия преступности", присоединилось к мнению своих коллег. Авторы программы заявили, что улучшать криминогенную обстановку будет очень непросто именно из-за реформы 2011 года. Почему? В момент преобразования милиции в полицию органы покинули сотрудники, которые в новых реалиях пришлись не ко двору. Счет шел на тысячи. Система избавлялась от своего "шлака", но вместе с ним выкидывала и драгоценный металл. Зачастую опытные оперативники оказывались на улице, уступая свои места людям, прошедшим отбор лишь по одному богу известным причинам. Таким образом, работа и загруженность осталась прежней, а вот численность сотрудников снизилась. В новой госпрограмме МВД ничего не говорится об увеличении штата, да и денег на это не запланировано, так что крутиться придется самим и в предложенных обстоятельствах.

И наконец, почему именно семь миллиардов рублей? Такой вопрос встал и перед некоторыми депутатами Государственной думы. К примеру, член комитета ГД по безопасности Александр Хинштейн удивился: с учетом ежегодного увеличения стоимости жилья, расселить всех нуждающихся в квартирах полицейских (напомним, программа предусматривает решение жилищных вопросов) все равно не получится. Что касается денег на улучшение показателей следствия и профилактики преступлений, считает Хинштейн, дело странное: сколько нужно именно на это, и как эту сумму точно подсчитать?

Читайте также: Как российская полиция попала под прицел

Впрочем опасения народного избранника растворяет решение об увеличении расходов на госпрограмму МВД. Предлагается выдать не семь триллионов, а на 1,7 триллионов больше. Как на эти деньги решить вопросы, которые с помощью денег не решаются, — остается неясно.