У РЖД пострадавшие всегда крайние?

Хроники происшествий сообщают, что под пассажирский поезд в районе платформы Красково (Московская область) попали три человека, двое из которых скончались. Трагедия произошла 10 апреля. Официальное заявление Российских железных дорог новизной не блещет: вся вина лежит на потерпевших. Однако проблема все же есть: непродуманная инфраструктура на российских железнодорожных станциях.

Платформа Красково расположена в 27 километрах к юго-востоку от Москвы. Обыкновенный остановочный пункт, где ежедневно десятки электричек забирают и высаживают пассажиров. 10 апреля 2014 года платформа Красково попала в сводки происшествий: поезд сбил троих человек, переходивших железнодорожные пути. Позже выяснилось, что это была электричка.

Одна женщина скончалась на месте, ее подруга и сопровождавший их мужчина отправлены в больницу. В медучреждении скончался еще один пострадавший. По словам друзей Игоря (так звали попавшего под поезд мужчину), компания была не пьяна, переходила пути в положенном месте и ни на ком из них не было наушников.

"По предварительной информации, группа людей пропускала грузовой поезд и после прохода последнего вагона вышла на переход, — сообщили Pravda. Ru в пресс-службе Московской железной дороги. — В этот момент по соседнему пути в противоположную сторону следовал пассажирский поезд. Локомотивная бригада применила экстренное торможение, но в виду недостаточного расстояния для полной остановки состава наезда избежать не удалось".

Как сообщили Pravda.Ru в Московском межрегиональном следственном управлении на транспорте СКР, по факту произошедшего сейчас проводится доследственная проверка. Стандартная процедура при таких происшествиях, скорее всего, закончится отказом в возбуждении уголовного дела, так как виновными в трагедии окажутся сами потерпевшие. Таких случаев не только в Московской области, но и в других регионах десятки, если не сотни.

Читайте также: РЖД перекроют грибникам и дачникам кислород?

Формального повода возбуждать уголовные дела действительно нет. Поезд не автомобиль и не может резко прекратить движение (тормозной путь состава может составлять от полутора километров). Поэтому человек, оказавшийся перед многотонной махиной, в большинстве случаев оказывается обречен. Вина на пострадавшем, машинист отделался психологической травмой или просто испугом. С точки зрения Уголовного кодекса — все верно и законно.

Однако дело в другом. Почти все те, кто попадает под колеса поездов, оказываются на железнодорожном полотне по причине плохой организации остановочных пунктов. Даже если РЖД устанавливает светофор, это никак не повлияет на безопасность слабослышащего человека или пассажира с плохим зрением. Проблемы с инфраструктурой зачастую толкают граждан на то, чтобы переходить пути какими угодно способами, но только не теми, которые придумали инженеры от РЖД.

Здесь вина полностью лежит на людях, но руководство железных дорог не хочет увидеть очевидного: не нужно бороться с людским менталитетом или откровенной глупостью с помощью плохо придуманных и нарисованных агитационных плакатов, которые лишь предупреждают об опасности. Оснащение безопасными и удобными переходами на станциях и остановочных пунктах может решить вопрос и существенно снизить число пострадавших на железной дороге. Это РЖД понимает прекрасно, но делать ничего не собирается, ведь подобное обеспечение безопасности выльется в огромные затраты, а значит, вопрос закрыт. Впрочем несправедливо было бы сказать, что подобных работ не проводится. Те места, которые максимально часто попадают в печальную статистику, подобными безопасными переходами все же оснащаются. В Красково, например, такое благо цивилизации появится во втором квартале 2014 года, однако о точной дате окончания строительства ничего неизвестно.

Читайте также: РЖД: пешеходные переходы с риском для жизни

Pravda.Ru уже писала о журналисте Сергее Соболеве. Его жена Елена погибла на переходе через железнодорожное полотно станции Салтыковская зимой прошлого года. Этот случай с новой силой поднял проблему безопасности людей на железных дорогах. Благодаря настойчивости Сергея Соболева, подземный переход "со всеми удобствами" на Салтыковской продолжили возводить, а буквально на днях и. о. первого заместителя начальника Службы развития пассажирских сообщений и доступа к инфраструктуре РЖД Погодин отрапортовал: переход запустят только в 2016 году. Может быть. Впрочем Погодин озвучил информацию не по своей воле, а опять же по настойчивости Соболева.

Прямо скажем, настойчивость в разговоре с сотрудниками и официальными представителями РЖД требуется нешуточная. Редакция Pravda. Ru, готовя спецрепортаж о гибели людей на железнодорожных переходах, в феврале этого года обратилась с официальным письмом к руководству РЖД. Мы просили организовать встречу со специалистами ведомства, в чьей компетенции находится инфраструктура остановочных пунктов и станций. Встреча планировалась нами для разговора, что называется, "на камеру", о чем в своем письме мы предупредили.

Ответ, вопреки ожиданиям, пришел достаточно быстро. Бумага, которую прислали в редакцию от РЖД, была воспринята нами не только как стандартная отписка, а как настоящее хамство. В документе за подписью начальника управления "Пресс-служба" РЖД были проигнорированы все наши просьбы. Вместо этого пресс-служба не поленилась скопировать и отослать документ, который рассказывает о проводимой РЖД работе в сфере безопасности граждан на железных дорогах. Больше в РЖД мы не обращались, так как сочли это письмо плохо завуалированным посылом по известному адресу.

Читайте также: Монополия РЖД тает на глазах

Остается лишь ждать новых сообщений о трагедиях на железной дороге и срочных официальных заявлений со стороны РЖД, в которых вся вина за произошедшее, скорее всего, будет лежать на погибших или покалеченных людях. Странно, что по железным дорогам сейчас ездят самые современные поезда, но скоростные и комфортные "Сапсаны" проносятся мимо тех же старых и обветшалых полустанков, до которых никому нет дела.