Смерть "зеленого лиса": Умаров убит?

О том, что самый разыскиваемый российскими спецслужбами террорист Доку Умаров нейтрализован, сообщил глава ФСБ Александр Бортников. Это сообщение "перекрыло" даже заявление Бортникова о том, что теракты в Волгограде и Пятигорске раскрыты. Глава Чечни Рамзан Кадыров также заявил, что на этот раз Умаров действительно мертв, есть даже доказательства.

На заседании Национального антитеррористического комитета Александр Бортников начал с блестящих успехов ФСБ по обеспечению безопасности Олимпийских и Паралимпийских игр, также Бортников сообщил о нейтрализации 13 главарей и 65 активных членов бандформирований и только после этого сказал: "Деятельность главаря террористической организации "Имарат Кавказ" Умарова нейтрализована в результате проведенной оперативно-боевой работы".

Умарова искали давно и безрезультатно. В 1994 году уроженец Шатойского района Чечено-Ингушской АССР встал во главе отряда боевиков, а через два года, благодаря женитьбе на дочери влиятельного полевого командира, близкого к Джохару Дудаеву, стал бригадным генералом непризнанной Чеченской республики Ичкерия. За годы конфликта на Кавказе занимался похищениями людей, причастен к казни солдат и сотрудников правоохранительных органов. Взрыв "Невского экспресса", теракты в столичной подземке 2010 года, самоподрыв смертника в аэропорту "Домодедово" — эти преступления Умаров брал на себя и свою организацию "Имарат Кавказ" ("Кавказский эмират").

 

Внесите тело!

После сообщения ФСБ о ликвидации бандита глава Чеченской республики Рамзан Кадыров ожидаемо прокомментировал новость.

"Доку Умаров мертв. Мы и ранее заявляли, что не дадим ему дожить до Олимпиады", — цитирует слова Кадырова пресс-служба правительства Чеченской республики. "Его ищут в горно-лесистом массиве, на стыке административной границы с республикой Ингушетия". По словам Кадырова ему точно известно, что родственники Умарова, проживающие в Турции, организовали так называемый обряд принятия соболезнований, а это означает только одно.

Глава Чечни, впрочем, за последнее время вспоминает Умарова не впервые и довольно ясно намекает, что террориста нет в живых. В предыдущий раз это произошло после того, как лидер украинских националистов из "Правого сектора" Дмитрий Ярош обратился к Умарову за помощью. Хотя позднее Ярош и заявил, что страница соцсети, на которой обращение появилось, была взломана, но Кадыров уже свое слово сказать успел и назад его забирать не стал.

Читайте также: Спецслужбы: Доку Умаров мертв

"Доку Умаров с нашей помощью отправился туда, откуда еще никто не возвращался. Выпишем туда билет и Ярошу", — писал Кадыров в соцсетях. Это сообщение было размещено в начале марта 2014 года, а в декабре 2013 -го Кадыров также официально заявлял, что "террориста в живых нет и никакой опасности для чеченского народа и республики он больше не представляет". Теперь же Кадыров "знает все окончательно и точно", а доказательства смерти боевика глава Чечни, по его словам, хранит в своем мобильном телефоне. Впрочем Кадыров далеко не первый, кто хоронит Умарова. Российские силовики отправляли преступника на тот свет в течение 14 лет. Первое сообщение о гибели боевика поступило от командования объединенной группировки войск в Чечне еще в 2000 году. Получается, что аж за девять лет до "Невского экспресса".

Потом были и другие спецоперации, заявления и доводы. Но, как выяснялось, все было неточно. Что же на этот раз?

 

Приходится верить

Арабский мир взбудоражила новость о ликвидации Умарова. Прежде всего, конечно, журналистов. Реакция прессы обусловлена источниками, которые с большой уверенностью говорят о том, что спецслужбам удалось выйти на след и ликвидировать "зеленого лиса".

"Сейчас у меня есть основания полагать, что действительно с Умаровым все кончено, — рассказал Pravda. Ru востоковед, политолог Саид Гафуров. — Такая уверенность складывается, в том числе, и потому, что я вижу на арабских телеканалах. Журналисты с очень большой уверенностью говорят, что он погиб. У них свои источники информации, которым можно доверять. Во-вторых, видно, что его сторонники скорбят, а противники радуются. Конечно, никаких стопроцентных гарантий у меня нет, но я верю арабам и их источникам. Ну, а относительно того, что Умарова хоронили уже много раз, то я не считаю, что это политический ход или чей-то личный пиар. Тут дело во взаимоотношениях командир-подчиненный. Любой командир высокого ранга знает, что донесениям снизу верить нельзя. Допустим, пустили куда-то ракету и доложили, что, мол, уничтожен. Люди склонны преувеличивать свои успехи. Тут вопрос стоит просто: если во время операции действительно уничтожен глава бандформирования, то принимавшим в операции участие дадут медали, ордена. А если окажется, что террорист жив… Ну что поделать, значит, операция прошла не так как хотелось. Только и всего. Способы подачи информации и скорости, с которыми она доходит до нас, рождают как раз такие ситуации: убит, ликвидирован, а на самом деле — нет".

 

Громко и сердито

Заявление Рамзана Кадырова на фоне сдержанного заявления главы ФСБ Владимира Бортникова кажется весьма эмоциональным. "Действительно, два этих заявления разные и по информативности, и по контексту, и даже по себестоимости, — считает политолог Сергей Маркедонов. — С одной стороны говорит государственный человек, с другой — лидер автономии, который может позволить себе определенную экстравагантность, которую человек властной вертикали не позволит себе по определению. Но поймите, что мертв Умаров, жив ли он — это проблема вторичная. За много лет мы видели случаи, когда уничтожались боевики, главы подпольных формирований. Но терроризм оставался. Нельзя сводить борьбу с терроризмом только к одному силовому формату. Безусловно, ликвидация, спецоперации — это важнейшая составляющая, но это только одна часть всего комплекса мер. Нужно понимать, почему в кавказской среде есть спрос на экстремизм и как сделать так, чтобы его не было. Кадыров говорит о том, что Чечня может похвастаться своим новым молодым поколением, откуда ни один человек не примкнул к боевикам. Это, опять же, очень смелое заявление, пиар. Безусловно, можно говорить о том, что на Кавказе стало меньше терроризма, но что его нет вообще, пока преждевременно".

 

Деньги, вера и стволы

На ситуацию можно смотреть с разных сторон, но пока тело Умарова не найдено. Если история снова будет разворачиваться по предыдущему сценарию… Что ж, тут объяснять нечего. А вот если лидер сепаратистов действительно погиб, может быть запущена цепочка интересных событий, принцип домино, расклад которого вполне может соответствовать уже сказанным словам Рамзана Кадырова: "Террористическая деятельность в Чечне сведена к нулю, бандподполье обезглавлено". Во-первых, потеряв лидера, бандподполье лишается не только своего главы, но и всей внутренней организации. Тактика, денежные потоки, распределение — все перестает взаимодействовать.

Читайте также: Кадыров пообещал выписать Ярошу билет к Умарову

"Умаров давно потерял свой прежний авторитет по многим причинам. Это и его эмиграция, и религиозные разногласия со сторонниками, — считает Саид Гафуров. — Его вытесняли радикальные лидеры, которые больше чем Умаров разделяли убеждения ваххабитов в самом узком смысле. Однако это не означает, что утрата лидера пройдет без грандиозных потерь".

Одна из таких потерь (пожалуй, самая важная) — это как раз утрата каналов финансирования, так как денежные потоки замыкались на Умарове практически полностью. Потеря порядка распределения средств может означать выход организаций на мель. Деньги монархий Персидского залива попросту не попадут по адресам, и, возможно, именно под этим предлогом финансирование попытаются сократить: Умарова нет, обязательства и договоренности с ним утратили силу.

"Но даже не деньги самый важный момент во всей этой истории, — продолжает Саид Гафуров. — Прежде всего, смерть Умарова окажет символическое влияние, даст большой пропагандистский успех. Его гибель покажет сепаратистам (и не только на Кавказе) возможность мирового сообщества не только бороться с терроризмом, но и побеждать его. Символ уничтожения Умарова в арабском мире, в Сирии, например, вызвал большой отклик и интерес".