Основываясь на данных приговоров суда за пять лет, был получен портрет "среднестатистического душегуба". Это мужчина среднего возраста, живущий в сельской местности, не имеющий работы и сильно пьющий. Названо также самое распространенное оружие убийства. Причина такой статистики, скорее, не в криминологии, а в самом обществе, которое косвенно оказывается виновно.
Сестра Олега Н. наотрез отказалась пускать журналистов в дом. Около небольшой хибарки на окраине забытого богом и чиновниками поселка столпились несколько представителей различных изданий. Женщина искренне не понимает, почему к ее беде столько внимания, и закрывает фанерную дверь на амбарный замок, пытаясь побыстрее сбежать из этого места. В желтом домике произошло самое обыкновенное убийство. Да, именно самое обыкновенное — бытовуха, как говорят полицейские. Интерес СМИ именно к этому делу был вызван тем, что мужчина 40 лет отроду убил своего папу через несколько недель после того, как вышел из мест заключения. Срок он отбывал за убийство мамы. Оба преступления были совершены при схожих обстоятельствах: пьяный, нигде не работающий сын в алкогольном угаре убивал ножом, потом замертво падал на кровать и только утром приходил в осознание того, что случилось. Таких преступлений сотни и, если брать большие временные отрезки, тысячи по всей стране. Убийство на бытовой почве не имеет четкого мотива. Вернее, в момент пьяной ссоры мотив ясен, но наутро он растворяется в похмелье и самому убийце кажется незначительным. В таких преступлениях схоже многое: возраст, поведение, социальное положение преступника и, да, его место жительства.
Читайте также: Опасная школа: почему ученик расстрелял педагога?
Изучив статистику приговоров за пять лет, Новгородский районный суд Новгородской области составил портрет "типичного убийцы". Исследования касались только дел по "убойным статьям" и получилась довольно живая и наглядная картина. Отдельно стоит сказать, что речь в результатах исследования идет не только про убийства на бытовой почве. Это все виды преступлений, где имеются погибшие, то есть, было совершено преднамеренное, непреднамеренное (либо тяжкие телесные, повлекшие смерть) или убийство по неосторожности. Итак, основная доля убийц — лица мужского пола, им от 35 лет, подавляющее большинство не имеет высшего образования, остальные со средним или средне-специальным образованием, нигде не работающие.
В большинстве случаев, преступники, совершая убийство, находились в состоянии сильного алкогольного опьянения. Впрочем, небольшая доля убийств была совершена и на трезвую голову. Например, преступниками с психическими отклонениями, но процент таких преступлений на общем фоне действительно небольшой. Так, Новгородский суд приводит в пример дело, в котором алкоголь роли не сыграл: потерпевший расстался с жизнью из-за того, что слишком громко слушал музыку и не давал заснуть хозяину квартиры, у которого остановился на ночь. Такие дела — исключения из правил, а вот мотивы убийств при "алкогольном конфликте" бывают самые разные. Например, житель Свердловской области убил своего товарища за то, что тот не любил прозу, предпочитая в литературе поэзию. Похожий конфликт, но уже на музыкальном фоне, произошел в Нижегородской области, когда в алкогольном споре столкнулись любитель тяжелого рока и ярый поклонник творчества одной российской поп-знаменитости.
По статистике, самое распространенное орудие преступления — кухонный нож. Это и понятно: в большинстве домов это самый опасный предмет, за который в первую очередь хватаются в споре. Но есть и разнообразие: нередко в ход идут шнуры от бытовой техники, бельевые веревки или ремни от домашних халатов.
Читайте также: Криминологи: "Россия почти вернулась в 90-е"
И самое основное: подавляющее большинство убийц проживают в сельской местности. Причем многие из них пытались погнаться за длинным рублем в город, но успеха не добились.
"Если говорить о портрете преступника, который совершил убийство, то это исследование действительно отражает реальную картину", — рассказал корреспонденту Pravda.Ru психиатр-криминалист Михаил Виноградов. — Действительно, что большинство убийц проживают не в городе. И это очень показательный фактор. Социальная неустроенность, невозможность заработать, так как порой отсутствует образование, толкают людей на преступление. В сельской местности они не работают — зачастую работать негде — употребляют алкоголь и становятся фигурантами подобных уголовных дел. И еще. Дело в том, что некоторые из таких граждан, пытались обустроиться в городе, найти работу. Но социум их выжимал обратно: нет образования, недостаточно того или этого".
Получается, что общество само избавляется от тех, кто не соответствует определенной "анкете". Конечно, нельзя сказать, что в подобных случаях в голову человека вкладывается четкая картина бытия после того, как с ним произошел социальный провал. Действительно, пойти на преступление под силу не каждому, но при учете определенных факторов человек преступником все же становится. Такие портреты можно нарисовать не только "с натуры" убийц, но и для других преступников, для каждой отдельно взятой статьи уголовного кодекса. Например, экономические преступления в 99 процентах случаев будут совершать те, кому доступны инструменты для совершения подобного рода правонарушений: сотрудники банков, бухгалтеры, кассиры. И это уже не жители глубинки, а люд в большинстве своем с образованием и своим местом в социуме. И надо сказать, портрет получится абсолютно точным.
Читайте также: Малолетним преступникам дадут шанс
Сейчас в России практически не действует система социальных лифтов. Это, когда человеку, освободившемуся из мест лишения свободы, помогают устроиться на работу, найти сферу, где он себя может применить, куда его примут вне зависимости от лагерного прошлого. Но те, кого на таком лифте пытаются поднять, уже совершили преступление, а вот о тех, кто может его совершить, кому необходимы такие лифты без уголовного дела и длительной отсидки, думать не принято. Вообще, такие мероприятия "от обратного" называют профилактикой. Но, как водится, наш менталитет указывает лишь один путь: нечего волноваться, пока не грянул гром.