Одним из критериев, по которым можно судить о цивилизации, является система правосудия. Предметом не утихающих споров сегодня является допустимость смертной казни, в древности же над этим задумывались куда меньше. Вот несколько примеров казней, которые были гораздо суровее, чем того заслуживали проступки, и законов, которые сегодня, к счастью, не применяются.
Смертная казнь у ацтеков
Применение высшей меры наказания у ацтеков не было редкостью. Смертью карались не только серьезные преступления, как убийства и инасилования, но и колдовство, клевета и нарушение общественного порядка. Поплатиться жизнью человек мог даже за то, что сдвинул границы своего земельного участка. За появление на публике в пьяном виде тоже казнили, но только молодых нарушителей. Впрочем, обвинение в адрес конкретного человека не всегда означало, что его убьют — потерпевший мог забрать обидчика себе в качестве раба.
Казни могли подвергнуться даже дети, не достигшие десятилетнего возраста. Такое наказание ждало тех, кто напал на своих родителей или ударил их. За неуважение к старшим ребенка незнатного происхождения приговаривали к публичному избиению, а отпрыска из благородной семьи запросто могли убить. Видов казни было несколько — побивание камнями, выпускание внутренностей, обезглавливание или вспарывание грудной клетки.
Читайте также: Вилли Боскет: подросток-монстр изменил закон
Стрельба из пушки
В середине 1800-х годов Пенджаб находился под контролем анличан, и местное население то и дело устраивало мятежи, протестуя против насаждения британской воли. Чтобы устрашить непокорных, английские военнослужащие применяли следующий вид казни: обвиняемого привязывали перед дулом заряженной пушки так, чтобы дуло упиралось ему в спину, после чего пушка приводилась в действие. Единственным утешением для смертников могло служить лишь то, что умирали они крайне быстро.
Кодекс Хаммурапи
Один из древнейших законодательных памятников славится установлением системы "око за око", однако это правило действовало только в тех случаях, когда конфликтующие стороны были представителями одного и того же класса. А вот о позиции этого кодекса относительно ложных обвинений известно гораздо меньше. Так, закон разрешал кому угодно обвинять кого угодно и в чем угодно. С одной лишь оговоркой: обвинитель должен был предоставить неопровержимые доказательства своей правоты — в противном случае ему грозила смертная казнь. Что до обвиняемого, то ему было жизненно необходимо уметь держаться на воде: для определения виновности или невиновности подсудимого его бросали в реку, и если человек шел ко дну, его признавали виновным. Если же несчастному удавалось выбраться на берег, он автоматически становился невиновным, и тогда обвинителя казнили за ложные обвинения.
Воров также подвергали смертной казни, равно как и тех, кто купил краденую вещь. Спастись в таком случае можно было, лишь приведя продавца в суд. Если продавец оказывался вором, его лишали жизни, если же доказать криминальное происхождение его товаров не удавалось, казнили покупателя.
Кодекс Ур-Намму
Шумерский свод законов — старший брат законов Хаммурапи. Он действовал в 2112-2095 годах до нашей эры и до современности дошел в виде нескольких глиняных табличек, хранящихся в Университете Пенсильвании и Британском музее. Некоторые положения кодекса Ур-Намму схожи с кодексом Хаммурапи, однако в ряде случаев они выглядят еще более абсурдными. К примеру, изнасилование каралось смертью, однако если изнасилован был раб, то насильник отделывался штрафов в 1,66 унций серебра. Если же насильник обещал жениться на своей жертве, то считалось, что преступления будто и не было.
Читайте также: А еще душегуб обожал канареек
Кодекс Феодосия
Первое официальное собрание законов Римской империи датируется 4299 годом до нашей эры и опирается, главным образом, на христианское учение. Соответственно, все храмы должны были находиться под контролем католической Церкви, а те, кто не следовал христианскому учению, объявлялись еретиками и приговаривались к крупным штрафам или смерти. Если же человек озвучивал свои убеждения, не совпадавшие с церковными доктринами, его лишали гражданских прав. Тех, кого застукали за жертвоприношением другим богам, ждала смертная казнь.
Драконовские законы
Афинский правитель Дракон в 621 году до нашей эры составил первый письменный свод законов в Греции. Законы были очень простыми: за любое правонарушение полагалась смертная казнь. Убийство? Казнь! Кража кочана капусты? Казнь. Тунеядство? Казнь, казнь, казнь! Дракон обладал извращенной логикой: в его представлении любое правонарушение было настолько ужасным поступком, что даже самые незначительные прегрешения карались только смертью. Впоследствии преемник Дракона, Солон, отменил все законы, оставив только смертную казнь за убийство.
Читайте также: Насилие в Индии: жертвы, о которых забывают
Хеттский кодекс
Одним из самых необычных законов кодекса хеттов было наказание за избиение беременной женщины, спровоцировавшее выкидыш. Если избиению подверглась свободная женщина, то агрессору предстояло уплатить десять полушекелей, если рабыня — то пять полушекелей. Изнасилование тоже трактовалось неоднозначно: если оно произошло на улице, насильника приговаривали к смерти. Если же изнасилование было совершено в доме, то виноватой считалась женщина и смертью карали уже ее. Еще более странным было наказание за зоофилию. Тех, кого застукали за сексом с собакой или свиньей, казнили, однако если "пассией" был мул или лошадь, скотоложцу всего лишь запрещали появляться в присутствии царя. Если же дело касалось коровы, то решение о казни или помиловании в каждом конкретном случае принимал царь.
Законы Месопотамии
Месопотамский кодекс дошел до нас лишь частично, однако и это немногое дает достаточно четкое представление о том, как в Месопотамии понималась справедливость. К примеру, если рыбака или надзирателя вызывали к правителю, а он не являлся, провинившегося лишали жизни. В том, что касалось дел семейных, законодательство было довольно однобоким. Муж, ушедший от жены, должен был выплатить ей штраф — небольшое количество серебра. А вот женщину, оставившую мужа, бросали в реку. Если сын отрекался от отца, отпрыска могли продать в рабство. Если же сын отрекался от матери, ему отказывали в праве на наследство и выгоняли из дома.